МЕТОД

Теги

Институт Дианализа

Дианализ — это российский метод психологического консультирования, психотерапии и коучинга, основанный на точной организации мышления. Дианализ создан в 1998 г. профессором Владимиром Юрьевичем Завьяловым как методология практической психотерапии и психологического консультирования для русскоязычных психотерапевтов и их клиентов. Организация создана в целях оказания услуг, направленных на развитие отечественной системы психологической помощи, психопрофилактики и охраны здоровья граждан, укрепление института семьи и брака, с опорой на традиционные ценности общества и осуществляет деятельность для их достижения.

Дианализ 
Владимир Юрьевич Завьялов  из пособия для начинающих 

1. Введение

1.1. Дефиниции
Дианализ – отечественное направление в психотерапии и психологическом консультировании, основанное на синтетической философии личности и феноменологии смысла А.Ф. Лосева. Дианализ – логическое продолжение первой российской методологии психотерапии – «арететерапии» А.И. Яроцкого, в основе которой был заложен метод вдохновения человека идеей его личного возрождения ради великой цели.

В дианализе эта идея названа «терапевтической идеей». Она «выводится» из проблемного поля самого клиента методами «пентадной диалектики» и реализуется в новое справляющееся поведение с помощью десяти принципов оказания психологической помощи, экстрагированных из обобщенного опыта мировой психотерапии, доступного практикующему врачу-психотерапевту или клиническому психологу.

Дианализ является развёрнутой методологией здравомыслия в области психотерапии и психологического консультирования, которая устраняет излишнюю концептуализацию психических процессов в ходе оказания психотерапевтической помощи нуждающемуся человеку.

1.2. Запрос на данный вид услуги

Клиента психотерапевта или клинического психолога меньше всего интересует методология оказания ему психологической помощи; главное для него – получить действенную помощь в максимально короткое время с минимальными затратами времени и денег. Это – современная рыночная аксиома: оптимальное соотношение цены/качества. Потребителя услуг психотерапевта и психолога интересует результат от купленной услуги, а не специальный язык, на котором данная услуга описана.

Поскольку психотерапия и консультирование является профессиональным занятием, за которое специалист должен получать достойное вознаграждение, а не миссией, которая даёт только большой смысл деятельности, то психотерапию необходимо описывать как дорогостоящую, сложную, ответственную и технически обеспеченную соответствующими средствами услугу: Дианализ - квалифицированная интеллектуальная медико-психологическая услуга, имеющая цель облегчить душевное состояние человека, методами реорганизации содержания его психической деятельности без прямого вмешательства в его психику.

Итак
- услуга (сфера медико-психологических услуг)
- облегчение состояния клиента (главная цель)
- реорганизация (методология);
- ресурсы (личностные) самого клиента (персонализм);
- невмешательство в психику (экология души).

Запрос современного клиента дианализа, сформулированный в контексте данной методологии, следовательно, таков: просьба оказать помощь в разрешении сложных психологических вопросах охраны своего душевного здоровья, развития собственной личности, адаптации к современным условиям жизни и реализации своих позитивных намерений и мотивов достижения значимых целей средствами логико-психологической реорганизации предоставленного материала (рассказ о себе) при условии невмешательства в саму психику, т.е. без манипулятивного воздействия на психические рычаги поведения человека.

В «информированное согласие» на процедуру дианалитического консультирования и психотерапии входит:
- понятное клиенту описание самой процедуры (анализ проблемы и формулирование на основе достигнутого понимания решаемых задач);
- декларирование невмешательство в психику;
- описание примеров дианалитической помощи как случаев разрешения конкретной проблемы и последствий реализации этих новых решений для улучшения жизни, сохранения здоровья и достижения поставленных целей;
- отказ от любых форм химического (психофармакологического) или психо- биологического контроля сознания – «лечение словом!»;
- предоставление клиенту информации об иных способах психотерапии или психиатрического (соматического, психосоматического, комплексного) лечения его расстройств, если таковые можно интерпретировать как «болезнь».

1.3. Применение дианализа

Количество социальных конфликтов в обществе нарастает, поэтому спрос на помощь в разрешении разного рода конфликтных состояний также растёт.
Исторически психотерапия, как медико-психологическая услуга, сложилась на рубеже 18-19 веков в центре Европы (г. Вена) на пересечении путей миграции населения европейских стран и была ответом на вызовы времени: социально-психологические конфликты и их последствия в форме неврозов. В этом смысле любая психотерапия, так или иначе, соприкасается с проблемой конфликта.

В психоанализе З.Фрейда это был так называемый «внутриличностный конфликт», а сам метод «свободных ассоциаций» был направлен на устранение этого конфликта и его психосоматических последствий в форме «симптома» или «ингибиции» психики («невроз характера»).

В дианализе также имеется цель разрешения социально-психологического конфликта, который является источником анормального поведения и эмоциональных расстройств, но делается это другими средствами – поддержка личности конкретного человека и активация его сознания и мышления.

Применённый к реальным задачам современных людей, дианализ есть практическая конфликтология, в которой различают три различных класса явлений, подпадающих под общее определение «конфликт»:
Внешний конфликт
Внутренний конфликт
Псевдоконфликт.
Под «внешним» конфликтом понимается какой-либо социально-психологический конфликт с двумя и более субъектами (диада, триада, коалиции, группы людей), где «третьей» стороной является предмет спора («яблоко раздора»).

«Внутренний» конфликт есть конфликт с одним участником, одним субъектом. В дианализе данный вид конфликта понимается как конфликт в области сознания, ума, воли и других форма психической репрезентации внешней действительности (Реальность) и внутреннего мира (Символ). 

Практически всегда внешний и внутренний конфликт существуют одновременно в самых разных пропорциях и отношениях: внутренний конфликт может быть отражением внешнего, он может быть интерпретацией внешнего конфликта или фактором усиления/ослабления внешнего конфликта и т.п.; внешний конфликт может быть источником внутреннего конфликта, катализатором или ингибитором внутреннего конфликта и т.д.

Разделение этих двух видов конфликта крайне важно, так как способы помощи при внешнем и внутреннем конфликте в логико-семантическом отношении полярно противоположны. Так, коротко говоря, внешний конфликт решается с помощью формальной логики (+ психология социальная, дифференциальная и прочее). Внутренний конфликт разрешается методами диалектики (+ психология личности, единая теория психических процессов и прочее).

Псевдоконфликт есть внедрённое в сознание человека идея конфликта человека с самим собой. Над этим постарались многие философские, религиозные и политические системы, проводя через методы образования и воспитания внутренний раскол в человеческой личности.

В дианализе Личность понимается как надсистемное свойство («эмерджетное» свойство любой системы), как Единичность и Единственность смысла человеческого существования.
Класс «псевдоконфликта» - это различные искажения внутреннего единства и интегрированности личности человека. Только система может находиться в «конфликтном» или «безконфликтном» состояниях. Личность, как она понимается в персонализме, не есть «система». Это «сверхсистемное» качество человека, которое можно приблизительно описать как «Первообраз» (некий Абсолют), как абсолютную собранность и обобщенность всех образов для уподобления и подражания. В этом абсолютном образе нет никакого конфликта, но царит «тайная гармония» (по Гераклиту).

Псевдоконфликт решается способом, близким к тому, что описал в «арететерапии» А.И. Яроцкий – исцеление вдохновляющей Идей-Образом.

1.4. Практика: терапия и консультирование

Дианализ® может быть использован и как метод терапии, когда целью является лечение или реабилитация больного после иного лечения, и как метод консультирования условно здоровых лиц в преодолении различных жизненных трудностей, и как метод коучинга («инновационный коучинг») для целей помощи в управлении проектами, бизнес- процессами и коллективами.
Всего разработано пять форм реального применения методологии Дианализа®: интервью, дискуссия, иммагинация, реорганизация и амплификация.

Каждая «форма» это целый класс методик и приёмов работы с клиентом, объединённых общим подходом («стратегией»).

Так, интервью – это стратегия преодоления избыточной концептуализации в познании собственных проблем и затруднений («терапия очевидностью»).
Дискуссия – стратегия диалогического познания истины, за основу которой взят «Сократический диалог» или диалектика в её первоначальном значении как «умная беседа».
Иммагинация («диасинтез») это стратегия восстановления непрерывности жизни с помощью «живого воображения», борьба с «циклическими» проблемами и обрывами смысла («психологическими прерывателями»).
Реорганизация есть стратегия наведения порядка в элементах психического и жизненного опыта.
Амплификация есть стратегия построения осмысленной, наполненной живого смысла картины жизненного пути человека, усиления осмысленности судьбы и каждого поступка человека.

Все формы внутренне содержат одну и ту же диалектическую логическую форму («пентаду»), хотя и наполнены самыми разными методическими приёмами.
Предметная область оказания помощи компактно описывается с помощью десяти принципов, которые были сформулированы на основе многолетнего изучения опыта психотерапии разных школ и направлений и обобщения психологического содержания симптомов «болезни» или «расстройства» клиентов, обратившихся за помощью к автору на протяжении 35 лет врачебной и консультативной практики.

Эти принципы на одном языке описывают три аспекта любой психотерапии и консультирования: достижимые цели, процесс их достижения и результат.
Принципы (Декалог) создают профессиональный тезаурус для специалистов данной модальности психотерапии и консультирования.

1.5. Направления исследований

Сформировались два главных направления исследования в развитии дианализа:
o Методологическая разработка Дианализа®
o Прикладной Дианализ®

Первое направление в свою очередь распадается на два направления: методологическое обновление Дианализа® (ежегодные презентации «новой версии» Дианализа) и дидактический Дианализ® (способы преподавания Дианализа®, упрощенные описания методологии и форм работы).

Второе направление исследований касается применения Дианализа® в различных конкретных областях деятельности психотерапевта и консультанта:
Психиатрия (аддиктология, неврозология, реабилитология);
Психосоматическая медицина (неврозоподобные состояния, стресс и пр.);
Социальная психиатрия (профилактика неврозов в СМИ, аналитика и др.);
Социальная психология (брачное консультирование, помощь семьям);
Социальная педагогика (консультирование учителей и родителей школьников);
Управленческая психология (коучинг, поддержка кадровых решений лидера и пр.).

Научный потенциал Дианализа® достаточно полно раскрылся при выполнении НИР «Создание методических основ выявления конфликтов в коллективах с применением технологий компьютерного сетевого анализа» по заказу Федерального агентства по науке и инновациям (субвенция) совместно с институтом цитологии и генетики СО РАН (лаборатория теоретической генетики, акад. Н.А.Колчанов). В ходе выполнения работы был создан компьютерный метод анализа личности (P-test, Свидетельство №2008611336 и P-analyzer, Свидетельство №2008611605) и метод выявления конфликтных структур в социальных сетях «Социотом».

Дианализ, как метод психотерапии используется в ряде клиник в России и Украине, а как методология консультирования используется в академии инновационного коучинга (г. Москва). В 2004 году дианализ признан в качестве российской модальности психотерапии в ППЛ.

2. Методология Дианализа®

2.1. Краткое описание Дианализ – это метод психотерапии и консультирования, центральной частью которого является анализ существующих противоположностей в действии ума. Самая известная противоположность – заблуждение и истина. Никакое высказывание человека не бывает абсолютной истинной, никакая ложь не бывает абсолютной ложью. Всегда найдётся соответствующий контекст, в котором истина окажется ложью, а ложь – истиной. Ум живёт в таких противоположностях. Без создания противоположностей ум проявлять свою активность не может, он – бездействует.

В философских школах анализом противоположностей – «антиномий разума», занималась диалектика. В психотерапии, которая насчитывает около 150 лет истории, традиционно использовалась формальная логика («рациональная психотерапия» Дюбуа), психология мышления («когнитивная» психотерапия А.Бека), научное мышление («поведенческая» терапия И.П.Павлова, Вольпе и других), системное мышление (гештальт-терапия, семейная системная терапия) и т.д. Кроме указания на «сократический диалог» (как искусство ведения спора) о диалектике в психотерапии говорится очень мало. Некоторые специалисты утверждают, что Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, в конце жизни интересовался диалектикой, хотя и «не дошёл до неё». Самый талантливый ученик Фрейда Карл Юнг в диалектике видел не игру ума, а игру бессознательных сил.

Дианализ, как система понятий и концепций, которая предназначена для помощи человеку в решении «трудных вопросов жизни», построена на основе «абсолютной диалектики» А.Ф. Лосева (в списке использованной литературы перечислены труды философа, из которых выбраны основные логические конструкции дианализа). В дианализе нет привычной для всякой модальности «теории личности», как системного описания интегративных свойств психики. Вместо «теорий личности» в дианализе развивается «личностный взгляд» или «личностное мировоззрение», т.е. персонализм. Изучается и анализируется не личность человека (иначе «личность» сразу бы становилась «объектом» исследования), а содержание переживаний – мыслей, воспоминаний, фантазий.

Главной  темой дианализа, отправной точкой анализа любой темы, является «заблуждение», которое есть причина «проблемы», а проблема есть причина расстройств, которые предъявляет клиент. Задача дианализа – разобраться в типе расстройства, выявить лежащую за ним проблему, а за проблемой обнаружить её сущность – заблуждение. Заблуждение понимается как отдаление от истины. Чем дальше человек отклоняется от истины, тем более «трудный вопрос жизни» возникает перед ним.

Когда отклонение достигает некой критической точки, человек не в состоянии сам, без сторонней помощи, без другого человека разрешить этот «вопрос». Дианализ помогает распознать заблуждения, выявить главные противоречия и конфликтующие мотивы, «антиномии», «расколы сознания» и найти пути примирения и объединения противоречий. В этой своей главной направленности дианализ, как и многие другие методы психотерапии и консультирования, является «лечением правдой», светским вариантом философско-религиозного поиска истины.

2.2. История создания дианализа

Дианализ – система интегративного консультирования и психотерапии, созданная в конце ХХ века и предложенная специалистам в области консультирования и психотерапии в 2000 году для апробации. До 2003 года дианализ преподавался только на семинарах и в «мастер-классах». В конце 2003 в Киеве, в начале 2004 года в Новосибирске вышел первый «Элементарный учебник дианализа» (Завьялов, 2003, 2004).

Дианализ – итог почти 30-летней работы автора врачом-психотерапевтом, клиническим психологом психодиагностом (тесты Роршаха, ТАТ, MMPI, Зонди и др.) и учёным-исследователем. Обе диссертации, кандидатская и докторская, были посвящены клинико-психологическому анализу личности зависимых от алкоголя людей.

В 1975 году в соавторстве с профессорами В.М. Банщиковым и Ц.П. Короленко вышла книга первая книга «Эмоции и воображения: клинико-психологические исследования». В ней был заложен «первый кирпичик» в персоналистическое мировоззрение и тот интегративный подход в психотерапии, который и воплотился в систему дианализа.

Современная психотерапия, зарождение которой почти все историки медицины относят к дискуссии по поводу «животного магнетизма» Антона Месмера (1784 г.), началась именно с понимания роли воображения в возникновении и преодолении болезней. Функция воображения действительно была тем «полем», где совпали интересы (и понимание) психиатров, интернистов, гипнологов («магнетизеров») — первых официальных психотерапевтов. Многие аспекты дианализа ранее были поняты и продуманы в контексте терапии через активацию воображения, личный выбор человека, формулирование смысла деятельности. После ознакомления с работами Якова Голосовкера («Логика мифа» и другие) воображение было осознано как высшая познавательная функция человека, которая связывает «два берега» — «Прошлое и Будущее», а также объединяет в человеке все разрозненные смыслы. Много лет свою психотерапевтическую деятельность автор называл «имагинацией» и «Имаго-терапией» (по Вольперту).

До 1993 года автор участвовал во многих проектах развития и распространения методов современной психотерапии (Транзактный анализ, Эриксоновский гипноз, НЛП, Гештальт-терапия, Экзистенциальная терапия, Когнитивная терапия А. Бека, Терапия реальностью Глассера и многое другое). С 1993 года, когда вышли запрещенные ранее труды А.Ф. Лосева («Диалектика мифа», «Самое само» и другие работы философа), пришло и понимание того, как именно можно интегрировать многочисленные методы и концепции психотерапии и клинической психологии: не через создание «объединённой теории личности», а через описание методологии самой деятельности врача- психотерапевта, консультанта, психолога. Методология дианализа, выражаясь очень кратко и ёмко в стиле А.Ф.Лосева, была сформулирована следующим образом: «Вглядываясь в Эйдос, конструируй Логос». «Перевести» на обычный психологический язык можно так: вглядываясь в личность человека, которая по сути своей есть тайна, консультант вправе конструировать логические концепции, которые будут полезны человеку для осознания своих истинных целей и разрешения поставленных задач.

2.3. Формула Дианализа®: 

Примирение неизбежных противоречий жизни личности.  Эта формула есть компактное выражение методологии и метода под названием «Дианализ». Название было придумано автором в 1997 году и зарегистрировано свидетельством РФ как торговый знак в 2004 году.
В 2008 году торговая марка «Дианализ» (на трёх языках) зарегистрирована в Украине. Главный смысл в названии передаёт термин «анализ». Это – аналитическая методология и аналитический метод помощи.

Приставка «ди» означает диалектику, примененную к двойственной природе человеческой личности. В дианализе используется «абсолютная диалектика» А.Ф. Лосева. В упрощённом виде эта диалектика описывается как «пентада» – форма саморазвития идеи через ряд самоотрицаний (четыре) и синтезов (три): 

момент         название                             диалектический метод
1 момент      Единое                                Полагание
2 момент      Многое                                Отрицание
3 момент      Становление                      Отрицание          Синтез 
4 момент      Ставшее                             Отрицание          Синтез 
5 момент      Нестановящееся               Отрицание          Синтез

Формула дианализа строится на «пентаде» (В.Ю. Завьялов, 2004, 2005г.):
Примирение (Единое)
Неизбежных (Многое)
Противоречий (Становление)
Жизни (Ставшее или Факт)
Личности (Нестановящееся или Символ и Миф)

В «пентаде» одна идея развивается по законам диалектики. В формуле дианализа идеей является «услуга по оказанию помощи» или просто «услуга». Теперь подробнее о «расшифровке» формулы:

1. Примирение
Единство – это «тайная гармония» (Гераклит) расходящихся в Природе и Социуме действующих сил. Эти силы репрезентируются в разуме как противоположности, «антиномии». Мирное существование антиномий разума, противоречий в понятиях, возможно только с помощью диалектической логики и мифа. Противоположности примиряются в третьем, новом, «ином» понятии. Примирение противоположностей в некой системе есть приведение системы в безконфликтное состояние.

2. Неизбежных
Избегание противоречий – главная форма психологической защиты, защита неведением проблем, избегание проблем. Обычная жизнь человека, открытая для изменений – это принятие противоречий. В идеологии Евросоюза, например, примирение неизбежных при совместной жизни противоречий есть основа жизни народов, населяющих континент. Так и в личной жизни любого человека противоположные тенденции неизбежны, борьба мотивов неизбежна, конфликт потребностей неизбежен. Неизбежные противоречия – двигатель непрерывного развития человека. Они формируют сознание. Они же – источник переживаний и болезней. Симптомное поведение – это попытки избавиться от противоположностей вообще («не хочу думать», «сделайте, чтобы я ничего не чувствовал»), либо уродливая форма удержания противоположностей в состоянии конфликта, борьбы или войны.

3. Противоречий
Противоречие – это «заговорившие противоположности», оформленные словом, речью. Этимология термина «противоречие» подсказывает, что это «речь против» чего-то. Сущность человека – его осмысленная речь, в которой отражается весь мир и сам человек. Человек здоров до тех пор, пока он объединяет противоположности, соединяет несоединимое, как кентавр, у которого было конское тело и человеческое тело в одном. Человек тоже «кентавр». В нём соединяются, не сливаясь воедино, отцовское и материнское начало, мужское и женское, общественное и личное, всеобщее и индивидуальное. Личность – «неслиянное и нераздельное» единство противоположных начал, вечное становление человека.

4. Жизни
Человек живёт разумной жизнью. Это – жизнь-в-разуме. Жизнь без разума – это смерть. Современное определение смерти – смерть мозга, смерть разумного начала. В дианализе главным предметом является жизнь человека, которая отражается в его разуме, а не абстрактные понятия. Эмоции – факт жизнедеятельности человека. Мысль – факт разумной жизни человека, смысл – факт существования его как личности. Факт распадается на множество более мелких фактов, которые несут на себе смысл целого факта. В дианализе всегда берётся некий факт или совокупность фактов. Интерпретация факта подчинена главной цели – поиску путей примирения противоречий. Дианализ не есть «когнитивная терапия». Это – терапия способа жизни, фактического существования человека.

5. Личности
Личность человека есть смысловое всеединство человека, синтез субъективности и объективности. Это – взгляд на личность с точки зрения персонализма. Для личности всё есть объект познания, все свои собственные мысли и чувства. Субъект – источник активности, динамики и самовыражения. Субъект никак нельзя определить позитивно – только через отрицание своей противоположности – объекта. Поэтому в своей сущности личность есть тайна, которую нельзя раскрыть до конца, которую нельзя изучать научными методами. Существуют объекты внешнего мира и «ментальные объекты». Сами по себе объекты и отношения к ним не есть «личность». Можно изучать только объекты, с которыми личность как-то связывается, с которыми строит отношения, а с личностью можно только общаться и вопрошать к ней.