вторник, 25 сентября 2018 г.

Тренинг наслаждения

Тренинг наслаждения(отрывок из книги В.Ю.Завьялова)


"Давно замечено, что люди, способные получать удовольствие, живут дольше, качественней. Самое простое правило «вкусной и здоровой жизни» – сделать перевес приятных чувств с помощью их подкрепления. «Накопить» эмоции нельзя. Повторять одно и то же можно. Можно насобирать лишь свидетельства о превосходных, хороших или удовлетворительных результатах своих действий. Можно собирать символы положительных чувств. Эмоции и чувства можно только лишь переживать непосредственно, т.е. жить так, чтобы постоянно случались позитивные чувства!

Ростовские психологи Елена Ромек и Владимир Ромек написали книгу «Тренинг наслаждения», в которой привели 58 упражнений, развивающих навыки получения удовольствие от самых разнообразных занятий в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Эти упражнения рассчитаны для занятий в малой группе под руководством опытных инструкторов-психологов. Однако есть правила, которые каждый может взять себе на вооружение и сделать местом тренировки свою повседневную жизнь. Психологи приводят в своей книге несколько видоизменённую ими систему правил наслаждения Райнера Лутца, психолога, который создал «маленькую школу наслаждения».

Вот эти правила:

-Наслаждение требует времени
-Наслаждению служит повседневная жизнь
-Каждому – своё
-Само собой наслаждение не приходит
-Позвольте себе наслаждаться
-Чем меньше, тем больше
-Опыт предшествует наслаждению
-Наслаждение внутри нас
-Разделённое наслаждение – наслаждение вдвойне
-Наслаждению нужно учиться

По первому пункту и так ясно, что для того, чтобы предаться наслаждению, следует отказаться от чего-то другого и потратить время на само удовольствие, а не на то, что вызывает скуку или другие негативные чувства. В дианализе принцип «диверсификации»  более обще обозначает этот процесс: переместить свой «личный капитал» (личное время) в те сферы, которые приносят максимальный «доход» в виде удовлетворения, наслаждения, удовольствия.

По второму правилу надо жить так, чтобы любая прожитая минута могла принести удовольствие. В идеале, натренированный на наслаждение человек, да простят меня супруги Ромек, должен со смаком чихнуть перед самым расстрелом: «Давненько с таким удовольствием не чихал!»  В чём проблема? Он ведь живёт ещё, почему бы и не чихнуть с наслаждением. Может, это будет ещё не последний «чих»!

С третьим пунктом многие согласятся: «Каждый кулик хвалит своё болото». Главное, чтобы наслаждение одного не являлось пыткой для другого. Конечно, вся история, например, сексуальных насилий, говорит: «что здорово для насильника, смертельно для его жертвы». Принцип сформулирован цинично. Лозунг «Каждому –  своё» отлично смотрится и на воротах Ада. Лучше бы было назвать этот принцип по-другому: «У каждого человека есть своя любимая игрушка». У каждого человека есть свой «качественный мир», в котором и содержатся образцы наслаждения по разным предметам получения удовольствия.

В четвёртом правиле важно предостережении – само наслаждение не приходит. Оно приходит вместе с тем, кто или что несёт на себе возможность получения удовлетворения. Пьющие люди в этом пункте являются наилучшими экспертами: «Сколько о выпивке не думай, пьяным от этого не будешь», разве что на несколько секунд, для провокации.

Пятое правило противоположно первой Благородной Истине Будды, которая говорит о том, что «жизнь есть страдание». Супруги Ромек сомневаются в том, что человек рождён для страдания. Наоборот, «ограничение людей в наслаждении представляется нам занятием, достойным порицания» (с.58). Совсем уж не разумно запрещать самим себе наслаждаться жизнью – пусть это запрещают другие.

Шестое правило сильно смахивает на ленинское «чем хуже, тем лучше», поэтому понятно многим, кто пережил коммунистические времена, перестройку и второе пришествие капитализма в Россию. Зачем много денег? От них только проблемы. С другой стороны, лучше иметь проблемы материально обеспеченных людей – они сложные и интересные в анализе и разрешении, – чем проблемы безнадёжно бедных, опустившихся до скотской радости – наслаждения, например, от глотка пива из выброшенной на обочину дороги бутылки из окна японской «тачки».

Седьмое правило абсолютно, с ним не поспоришь. Если нет предшествующего опыта получения удовольствия, то: «Чего ты, старый друже, хочешь?» Это правило загоняет в гроб зависимых от алкоголя людей. Всё дело в «предшествующем опыте», чёрт бы его побрал. Это правило требует повернуться к «тёмным аллеям» нашего гедонистического прошлого: где это мы там, в темноте, получали удовольствие?

У многих людей в этом тёмном прошлом – воровские «ходки» по ночам к полкам с вареньем! Кто не помнит несчастного Васисуалия Лоханкина, который получал истинной наслаждения от поедания борща поздно ночью, когда его супруга Варвара спала крепким сном, и не ведала, что её «голодающий» муж «догоняет» на кухне.

Восьмое правило – это апофеоз психической мастурбации: «наши чувства, наши мысли и наши действия, а не объекты внешнего мира обеспечивают нам наслаждение». Вот и весь сказ! Наслаждение «внутри нас». У тебя нет сексуального партнёра, а руки  тебе зачем? Позитивное в этой трактовке то, что она помогает бороться с производителями товаров и услуг, сулящими наслаждение.

«И без объектов можно обойтись». Главное – хотеть удовольствия, хотеть наслаждаться. Внутри оно, наслаждение. Эндорфины! Внутренние, естественные наркотики! Не надо никакого внешнего наркотика – достаточно внутренних источников удовольствия, включая «эндогенный алкоголь».

Девятое правило давно зарегистрировано в советских песнях: «Хлеба краюшку, и ту – пополам». Правда, речь идёт о разделении «объекта наслаждения». А как делить собственные чувства удовлетворения? Конечно, «взять и поделить» наслаждение – задача не выполнимая, как это и доказал всей своей короткой жизнью Полиграф Полиграфыч Шариков. «Разделить» в данном контексте – это скорее «сопереживать» удовольствию другого. Первая и весьма позитивная степень зависти! Главное – дальше не заходить. Не дальше «спортивной зависти», когда хочется достигнуть такой же высоты накала наслаждения. 

«Разделённая реальность» – это звучит очень по западному. «Разделять» – на Западе (в Европе), это – получать в свой надел участок, на котором ты и твои дети будут очень долго получать наслаждение. В России и в Азии, где сам жизнь завесила от коллективных усилий в выживании, ничего никогда не «разделялось», а наоборот, объединялось.  Например, общая посудина для еды, из которой все собравшиеся за столом едоки черпали по очереди. Наслаждение от еды, когда черпаешь из большого чугунка, намного больше, чем та же пища,  которая «размазана» по индивидуальной тарелке! «Разделить» по-русски, это всё собрать («соборность»!) в Единый Сосуд (ЕС) и затем уж «свою» порцию, слившуюся с другими порциями, вылавливать трясущимися от  предвкушения истинного удовольствия руками!

Десятый принцип противоречит восьмому правилу, которое гласит, что наслаждение «уже внутри». Зачем учиться наслаждению, если оно и так уже имеется? Чему учиться? Очевидно, надо учиться создавать условия, благоприятствующие появлению удовольствия. Вот я лежу в ванне с горячей водой и слежу за тем, чтобы температура воды не превысила порога, за которым начинается мучение от перегрева.

Скажем, таким порогом является температура воды 38 градусов по Цельсию. В ней можно находиться минут десять – дальше начинается дискомфорт от перегрева. Если я хочу посидеть в тёплой ванне дольше, мне надо снизить температуру воды, до 37 или 36 градусов.

Механически поддерживать температуру «наслаждения» практически невозможно, поскольку условия постоянно меняются – вода и остывает, нагревая моё тело и окружающую среду, и одновременно сама нагревается моим же телом. Идёт теплообмен.

Только «на глазок» можно регулировать температуру комфорта: открываешь или закрываешь кран с горячей водой и регулируешь этот теплообмен, поддерживая ощущение комфорта. Можно ли этому научиться? Да, конечно. Все нормальные люди только этим в жизни и занимаются – самообучаются жить с комфортом! ..."     
4.10. Нехимическое счастье, Тренинг наслаждения Владимир Юрьевич Завьялов"Пьющая женщина или всё пропало? " 2004