вторник, 10 июля 2018 г.

Протокол Дианализа и описание процесса в форме вопросов


Вот как выглядит самый общий план терапии и консультирования в дианализе, если пользоваться пентадным способом формализации:

1. Ситуация.
2. Интерпретация.
З. Движущая идея консультирования.
4. План ответственного поведения.
5. Резюме (общее именование смысла происходящего).

Все, что надо формально совершить специалисту в области терапии и консультирования, так это — выяснить жизненную ситуацию, в которой находится его клиент(1), интерпретировать её по определённым правилам, чтобы не придумать того‚ чего в ситуации нет(2), обнаружить движущую идею — так называемую в дианализе «терапевтическую идею»(З), составить с клиентом план ответственного поведения(4) и всё это свести в резюме(5).

Логическое место в пентаде определяет саму формализацию.

«Ситуация» есть то единое, в котором синкретически сплетаются все смыслы и потенциальные возможности процесса консультирования — в самой ситуации находится ключ к решению жизненных задач и пониманию проблем.

«Интерпретация» есть бесконечное множество различных оценок, объяснений и толкований реальной ситуации, ограниченных, поставленных в строгие пределы используемых определений и понятий.

«Движущая идея» есть синтез первого и второго моментов‚ а именно - алогическое становление реального понимания реальной ситуации в жизни клиента.

«План ответственного поведения» есть фактичность терапии и консультирования, воплощение движущей идеи в реальные дела и поступки.

«Резюме» есть то нестановящееся, мифо-поэтическое обобщение всей работы по осознанию жизненной ситуации, которое освещает, украшает и славит (слава есть именованное бытие) обыкновенную человеческую жизнь, придаёт ей необыкновенный
смысл и оправдание страданий и лишений.

Можно нормализацию описания процесса консультирования и терапии представить в форме пяти вопросов, на которые клиент должен ответить с помощью своего консультанта или терапевта:

1. «Что я делаю?»
2. «Что это означает, что я делаю?»
3. «Что я ещё могу Делать?»
4. «Я это буду делать (что запланировано)?»
5. «Как я всё это назову?»

Отвечая на первый вопрос, клиент должен сознаться, по крайней мере самому себе, в какой действительной, а не вымышленной, ситуации он находится, что он делает, чтобы эта ситуация длилась или прекратилась.

Отвечая на второй вопрос, клиент должен отдать отчёт о том, какой философией (мировоззрением, убеждениями, внушениями, заблуждениями, фантазиями, оценками и прочей гносеологией) он пользуется, чтобы оставаться «носителем проблем».

Отвечая на третий вопрос, клиент должен собраться с мужеством и запланировать реальный выход из создавшейся ситуации. Для этого и нужна «движущая идея».

Четвёртый вопрос требует честного ответа на то, будет ли намеченный план выполняться или он ляжет на «дно сознания» мёртвым интеллектуальным грузом.

Отвечая на пятый вопрос, клиент находит смысл своей жизни, данный в обозначенном эпизоде. В идеале надо придумать афоризм, в котором этот смысл заблистает как огранённый алмаз, т.е. бриллиант!

стр.259-261

Практическая реализация дианализа осуществляется с помощью протокола. Протокол Дианализа — формализованная программа помощи, разложенная на стадии и стороны процесса оказания помощи.

Первая стадия: Установление контакта, знакомство не только с самим клиентом, но и с его жизненной ситуацией, внутренними событиями (переживаниями и «симптомами»), которые рассматриваются как отражение внешних жизненных событий. Запрос, то есть желательная цель клиента, находится на стороне терапевта, поскольку запрос должен точно соответствовать компетенции терапевта.

Вторая стадия: Детальное исследование выделенной проблемы, превращение её из свободного рассказа (нарратива) в логическую антиномическую конструкцию, выражающую реальное столкновение сил и тенденций в жизни клиента.

Третья стадия: Нахождение движущей (терапевтической) идеи, которая в логическом плане есть «локальный синтез» противоречий. Отделение достижимых целей от недостижимой (мечта).

Четвёртая стадия: Превращение движущей идеи в план поведенческой реализации — обсуждение альтернатив выбора и поступков, исполнение плана ответственного поведения, выполнение терапевтических заданий, изменения в поведении и состоянии клиента.

Пятая стадия: Завершение проработки выделенной проблемы, резюме, выход на новую проблему, более высокого уровня. Переговоры о продолжении терапии на новом витке спирали оказания психологической помощи.

На стороне клиента располагаются 12 пунктов зоны ответственности самого клиента, на стороне консультанта 12 пунктов динамического процесса:

Тематика («пункт»)
Сторона клиента
Сторона консультанта

1 Внешнее событие
Событие
Повод обращения
1 Внутреннее событие
Переживание
Причина обращения
1 Экспрессия
Симптом
Запрос на изменение

2 Детализация
Проблема как рассказ
Проблема как конструкт
2 Концептуализация
Гипотеза «полома»
Неудачный синтез

3 Достижимое
Цель
Доступ к ресурсу
3 Недостижимое
Мечта
Идея (идеал)

4 Альтернативы
Мероприятия
Задание
4 План
Действия
Тренинг
4 Осмысление
Мотив
Подкрепление

5 Резюме
Обобщение
Терминация
5 Окончание
Итог
Новая проблема

Протокол дианализа отражает равенство сторон в терапевтическом процессе, что ведёт к минимизации так называемой «ошибки всемогущества» в терапии, когда психотерапевт или консультант пытается решить (или даже взять на себя) все проблемы своего клиента.

смотрим в самом Протоколе, стр.262 книги "Смысл нерукотворный":