воскресенье, 2 июля 2017 г.

ДИАНАЛИЗ: ГРАНИЦЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДИАНАЛИТИКА


ДИАНАЛИЗ: ГРАНИЦЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДИАНАЛИТИКА
Чаплыгина В. Ю.
Психотерапевт Европейской регистрации, исполнительный директор Автономной некоммерческой организации «Институт Дианализа», г. Новосибирск

Знание границ профессиональной компетенции — признак профессиональной зрелости, т.к. компетенция — это «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий». (Толковый словарь под ред. Д. И. Ушакова) В психотерапии очертить этот круг полномочий психотерапевта не всегда возможно, так как размыты базовые понятия, такие как: психотерапия, ее результат, предмет психотерапии и т. д. В силу этого, сложно определить профессиональные задачи и границы полномочий психотерапевта, что в свою очередь, в определенной степени дискредитирует профессию и затрудняет ее становление в самостоятельную специальность.

Дианализ как метод психотерапии возник в 1998 году, а как метод психотерапии и консультирования, Дианализ с 2004 г зарегистрирован в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге. Его автор В. Ю. Завьялов — д.м.н., профессор, главный психотерапевт Новосибирской области, соединил в этом методе свой тридцатилетний опыт практической работы психотерапевтом и значительный опыт изучения, преподавания и анализа разнообразных школ и методов психотерапии. Главной идеей автора было не создание уникального авторского метода, а попытка теоретической интеграции различных методов психотерапии. 

Эта сложная задача была достигнута несколькими принципиальными решениями, а именно:
отказом от теоретических конструктов личности в пользу персоналистического подхода;
заменой диагнозов и ярлыков на символическое понимание симптома, как выразителя личностного смысла клиента; использованием теории помощи и ее универсальных принципов вместо концепций патогенеза.

Результатом такого оригинального подхода стал дианализ — российское направление эффективного, краткосрочного психологического консультирования, психотерапии, коучинга и медиации. За годы практического применения дианализ доказал свою эффективность в различных сферах применения, будь то индивидуальное психологическое консультирование, психотерапия психосоматических пациентов, бизнес-консультирование или конфликтология. 

Методология дианализа позволяет находить точные ответы на очень сложные вопросы, так как используемые инструменты выводного знания, с одной стороны, позволяют свободно познавать любой предмет, с другой стороны, упорядочивают и дисциплинируют ум. Используя оригинальный дианалитический подход, границы профессиональной компетенции специалиста можно определить достаточно точно и просто. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов, а именно:

1. Может ли в компетенцию психотерапевта входить знание Личности клиента? Нет, дианалитик ничего не знает о личности, в дианализе нет теории и конструктов личности, есть только утверждение очевидной истины — каждый человек, прежде всего личность, обладающая именем, судьбой и свободой выбора.

2. Может ли это быть знание Жизни клиента? Нет, дианалитик ничего не знает о жизни клиента, экспертом своей жизни является сам клиент, а психотерапевт может только наблюдать за тем, как клиент познает свою реальность.

3. Может ли это быть знание Проблем клиента? Нет, дианалитик ничего не знает о проблеме клиента, в дианализе нет типологии проблем. Проблема понимается, как попытка разрешить те противоречия, с которыми столкнулся клиент.

4. Может ли это быть знание о Решении проблем клиента? Нет, дианалитик ничего не знает о решении проблем, так как проблему можно только понять, а решается задача, условия которой определяются при идентификации проблемы.

Тогда что же входит в компетенцию дианалитика? Что составляет круг вопросов, явлений, в которых дианалитик обладает авторитетностью, познанием, опытом? Да, только организация помощи клиенту в поисках идеи, примиряющей противоречия. Это и есть профессиональная задача и граница компетенции дианалитика. Эта честная позиция дианалитика позволяет ему не тратить время на обслуживание своих или чужих заблуждений, а быстро помогать клиенту.

Для того чтобы быть эффективным в границах своей компетенции, дианалитику необходимы определенные навыки, которые он тренирует в пяти традициях помощи, а именно:

1. Сократического диалога — умении «выводить» необходимые знания вместе с клиентом, отказываясь от «готовых рецептов», так как в дианализе источником знаний является сам клиент.

2. Арете-терапии — усилении духа и личностного начала в человеке, необходимого для преодоления клиентом своей беспомощности, ведь главной целью своей работы дианалитик считает именно усиление личности клиента.

3. Реализма — умении сосредотачиваться на реальных объектах и не поддерживать «искривления» восприятия мира клиентом. Дианалитик знает, что не должен становиться соучастником искривлений восприятия мира, ведь Реализм — один из постулатов помощи в дианализе.

4. Принципиальной несерьезности — игре и смеховой культуре, которые, являются проявлением свободы и, таким образом, служат решению главной задачи психологической помощи — усилению личности.

5. Здравомыслии — синтезе веры и знания, так как психологическая помощь не может базироваться только на вере или только на знании. Именно соответствие или несоответствие здравому смыслу является для человека критерием верного или неверного решения (а не соответствие даже проверенным теориям или собственной вере, не подкрепленной знанием).
Но, дианалитик понимает, что кроме знаний и навыков ему еще нужно и мужество, «мужество пользоваться собственным умом» (Иммануил Кант).

Библиографический список
1. Завьялов В. Ю. Что такое дианализ? Методические рекомендации. — Новосибирск: изд. дом «Манускрипт», 2005. — 53 с.
2. Завьялов В. Ю. Элементарный учебник дианализа. — Новосибирск: Из-во СО РАМН, 2004. — 415 с.
3. Завьялов В. Ю. Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования. — Новосибирск: Издательский дом «Манускрипт», 2007. — 286 с.
4. Завьялов В. Ю. У смерти твои глаза: дианализ страхов. Новосибирск: СОРАМН, 2004. — 280 с. (Серия: дианализ трудных вопросов жизни)
5. Завьялов В. Ю. Пьющий мужчина: что делать? — Новосибирск: Издательский дом «Манускрипт», 2005. — 296 с. (Серия: дианализ трудных вопросов жизни)
6. Завьялов В. Ю. Пьющая женщина: всё пропало? — Новосибирск: Издательский дом «Манускрипт», 2005. — 360 с. (Серия: дианализ трудных вопросов жизни)