четверг, 24 ноября 2016 г.

Эффективность «воздействия» в дианализе



"Что это - архив медицинской казуистики, нераспознанных случаев исцеления, самоисцеления, спонтанных ремиссий при безнадежных ситуациях? Слово "казуистика" означает подведение частных случаев под общую концепцию. Другое значение - изощренность в ложных доказательствах. В психотерапии почти все случаи исцеления можно подвести к черте казуистики: всё индивидуально, всё связано с пресловутой уникальностью личности, вместо доказательств действенности метода применяется указание на то, что некий метод "работает", т.е. вызывает ожидаемые изменения, хотя совсем и не ясно, что именно данный метод "сработал", а не что-то иное.

Дианализ, как метод психотерапии и консультирования, также нуждается в обосновании заявленной эффективности. Эффективность "воздействия" в дианализе связывается напрямую с переработкой выявленного материала - содержания психической деятельности. Сама психическая деятельность не подвергается никаким "воздействиям". Всё, что делает дианалитик, это - реорганизация смысла в добытом материале. 

Чтобы такую реорганизацию совершить, нужно вступить с клиентом в глубокий личностный контакт, нужно быстро научиться его понимать, войти в его систему значений, его язык, его образную и концептуальную оформленность мысли и переживаний, необходимо вовлечь его в совместную работу над поиском путей примирения неизбежных противоречий в его личной жизни."
В.Ю.Завьялов

«РЕЧЬ КАК СВЕТ: ПРЕРЫВНАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ» - случай исцеления заикания

Случай обсуждён и прокомментирован
на тренинге «Поиграем в психотерапевта!»
в рамках омского декадника по психотерапии ОППЛ 9 ноября 2005 г.
Рассказывает психолог
Подаксёнов Валерий Анатольевич (г. Омск)

«Летом 2005 ко мне обратился за консультацией Женя - студент 3 курса университета по поводу заикания. Женя рассказал, что он заикается столько, сколько помнит себя. Ни он, ни его родные, не смогли вспомнить какой-либо психотравматической ситуации, которая могла бы быть причиной заикания. В беседе Женя рассказал, что заикается в ситуациях, требующих внимания, ясности мышления, готовности быстро ответить на какой-либо вопрос.
Я предложил ему подумать и вспомнить то, в каких ситуациях заикание было ему полезно. Он, подумав, перечислил довольно много таких ситуаций. Все они сводились к ситуации, когда ему требовалась пауза на обдумывание. Я предложил ему подумать над тем, каким способом можно было бы воспользоваться для взятия паузы. Эти способы должны быть уместны и нормально восприняты другими людьми.Женя назвал несколько таких способов. Я предложил ему мысленно представить ситуацию ответа на экзамене и попробовать проиграть её, используя разные приёмы удержания паузы.
Женя творчески проделал это и признался, что так тоже можно держать паузу и преподаватель на это нормально реагирует. Тогда я предложил ему поговорить со мной на учебные темы, используя слова, на которых он обычно спотыкался – «останавливался для паузы». Пытаясь это делать серьёзно, он немного запинался, но стоило ему улыбнуться, как речь становилась ровной. Я предложил ему представить себя отвечающим на экзамене с внутренней улыбкой. Эту улыбку никто не видит, о ней знает только Аон один. Он сделал это, заулыбался. На этом консультация была окончена. Катамнез 4 месяца. Женя не заикается. Это подтвердил и его друг – мой сын.»
Подаксенов В.А.

Валерий прошел начальный базовый тренинг на двух моих семинарах в Омске в 2002 и 2003 годах. С его слов сначала ему было сложно разобраться в пентадной диалектике (в то время не было учебника и методички), но со временем всё связалось в подобие «ветвящегося дерева» категорий и прояснилась главная цель дианализа – поиск базового заблуждения, разоблачение и нейтрализация, с безусловным принятием и поддержкой личности человека. Это и подтверждает приведенный случай. При обсуждении его – дианализ заикания – пришла идея сравнить речь со светом. Речь является сущностью человека, а свет – сущностью ума. Свет есть и волна (непрерывность) и «корпускула» (фотон), т.е. прерывность. Это знает каждый школьник. Это – фундаментальное физическое знание. Оно диалектично. Его можно сформулировать как «прерывистая непрерывность». Терапевтическая идея, позволившая Жене перестать заикаться, заключалась в том, чтобы признать естественную необходимость прерывать речевой поток каким-либо образом – паузой! Пауза – самое естественное прерывание звуков речи. Паузы должны быть. Управление паузой и есть утраченный и восстановленный навык «плавности и непрерывности речи». Вдох, улыбка, гримаса, междометие, паралингвистика (нечленораздельные, но эмоционально выразительные звуки), причмокивание, «мелизмы» и прочее, - всё это может заполнить паузу. Учить человека говорить правильно нет смысла – он и так умеет говорить. Фиксировать его сознание на «заикании» и его преодолении тоже не имеет смысла, если мыслить его личную жизнь позитивно, а не в терминах патологии, «личностной проблемы», скрытого невроза или «речевого невроза», который «просто так не проходит». Как раз он и прошёл «просто так», как, очевидно, и возник – «просто так»! Диалектическая формула исцеления (логика исцеления, а не психология!):
НЕПРЕРЫВНОСТЬ МЫСЛИ - ДИСКРЕТНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА
ЖИВАЯ РЕЧЬ
ПРЕРЫВНАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ
В.Ю.Завьялов