воскресенье, 3 апреля 2016 г.

Четвертый этап: Терапевтическая идея


Сокращённый вариант 2 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике


Завьялов В.Ю.
11. Четвертый этап: Терапевтическая идея
Микрооткрытие совершено, что дальше? Является ли оно «терапевтической идеей», т.е. такой идеей, которая станет основой исцеления? Достаточно ли этого, чтобы действительно помочь человеку, нуждающемуся в помощи? Нет. Пока не произошел выбор в пользу нового поведения, пока человек не взял на себя ответственность за свой выбор, терапия не может быть не только «законченной», но и вообще называться именно «терапией». Микрооткрытие еще не факт того, что клиент понял, определил для себя новую идею, сделал ее основой выбора. 

Принцип «дилеммы выбора» в дианализе — это основная терапевтическая процедура, поэтому новая для клиента идея становится «терапевтической идеей» только тогда:
когда она рождена от «своей матери» — от заявленной проблемы клиента (1),
является противоположностью этой проблемы-симптома (2),
выражена на языке клиента (3),
определена им понятным образом как альтернатива выбора (4),
готова воплотиться в действие (5),
логически связана с общими задачами жизни клиента (6),
может быть перенесена на иные сферы жизни (7),
ведет к расширению участия в жизни (8),
ведет к смене манеры потребления (9),
увеличивает психологический и биологический иммунитет (10).
Это – дианалитический декалог или десять принципов, основной инструмент дианалитика, с помощью которого проводится любая форма консультирования и терапии, включая и. Чтобы стать именно «терапевтической», 

Идея «пробегает» по этим десяти ступенькам дианализа:
Диада
Диагнозис
Диалог
Дилемма
Динамика
Диалектика
Диверсификация
Дивергенция
Диететика
Диатриба
Эти «ступеньки» названы мною специально так, чтобы начало у всех было одинаковым – «ди». Начало одинаково, но принципы разные, хотя и перекрывают друг друга в некотором смысле.  
 
Декалог – одна система, единая, интегративная, но с множеством «расходящихся тропинок». В дискуссии подведение человека к альтернативе выбора – это «момент истины». Это то состояние, когда клиент, выйдя из парадоксального противостояния различных мнений, определив для себя сущность происходящего в нем, готов действовать по-новому и соглашается вести себя по новому плану. Проще говоря, клиент отказывается либо от своего заблуждения (симптома) в пользу новой для себя идеи, либо от новой идеи, «не понимает» ее или не принимает по какой-то причине и отбрасывает. Если он не принимает какой-то парадоксальной идеи как альтернативы симптому, то дианалитик просто-напросто готовит следующий парадокс и ведет дискуссию под другим углом, по разным направлениям, пока клиент не выберет подходящий и понятный для него вариант нового определения своей проблемы как «терапевтической идеи».

Пример 3.6.
Молодая женщина жалуется на страх высоты, который мешает ей. Когда она вспоминает случаи падения с высоты, то использует выражение: «У меня все внутри обрывается, когда я просто представляю, как я падаю и приближаюсь к земле». Проблема была сформулирована ею на «соматическом» (телесном) языке — как «обрыв» какой-то надежной связи. Парадоксальным утверждением в дискуссии с ней стало понятие «страховки», то есть некоего приспособления, которое задерживает падение на землю или делает приземление комфортным.
    - Со страховкой опускаться медленно-медленно с высоты на землю страшно?
    - Нет, со страховкой — другое дело.
    - А прыгать в яму, которая наполнена цветными шарами или пуховыми подушками, страшно?
    - Нет, это даже весело, падать так.
    - Это развлечение, аттракцион, радость?
    - Да, это радость.
    - Получается, что преодоление реальной опасности высоты и страха высоты вот таким способом — со страховкой — не опасно и радостно?
    - Да, получается, что не опасно, можно даже развлекаться.
Далее в беседе были перечислены другие виды страховок: перила на балконе, заграждения от случайных падений, парашюты, глубокий снег и пр. После этого клиентка смогла спокойно обсуждать темы, связанные с высотой: лучшее обозрение с высоты, «господствующая высота», высота как достижение и т. д. Таким образом, с помощью терапевтической идеи «необрывающейся» страховки, клиентка преодолела тенденцию избегать высоты даже в мыслях, на когнитивном уровне. Она готова учиться падать со страховкой и занимать «господствующие высоты».

Ход дискуссии по этапам:
1 этап. «Проблема» — опасное падение из-за «обрывания» связи с устойчивым основанием. Это – «тезис», мнение клиента о том, что высота чревата падениями. Опыт детства, падение в яму с водой, являлся тому подтверждением.
2 этап. Универсальная страховка от падений с высоты — «антитезис», ведущий к парадоксу: падать очень опасно, но весело и приятно.
3 этап. Микрооткрытие — техника безопасного приземления, основанная на определении сущности проблемы — гравитация, неизбежная на земной поверхности. Отсюда — надувные баллоны, делающие безопасным падение, парашюты и другие виды «страховок».
4 этап. «Терапевтическая идея» — подготовленное, безопасное, осмысленное, натренированное падение, то есть «умение падать». Выбранная новая стратегия — не избегать высоты и падений, а стремиться найти возможность «упасть» с доступной высоты технически грамотно, без повреждений и даже с удовольствием. Клиентка отказалась от заблуждений в отношении невозможности безопасного падения.
5 этап. "Миф о безопасном падении " ("ангелы на крыльях принесут к земле").Оно возможно, безопасное падение. Человечество придумало громадное количество приспособлений для безопасного приземления с высоты, для безопасного падения и пр. Падать и опасно, и безопасно — все зависит от намерений самого человека, оттого, что он хочет — разбиться или развлечься.