понедельник, 14 марта 2016 г.

Абдукция Пирса в дианализе


Абдукция Пирса в дианализе

В преподавании дианализа одно из трудных местобъяснение пентадной диалектики А.Ф.Лосева («тетрактида») и её четвертого момента - Ставшее. В отличие от Гегелевской диалектики (триада Одно- Многое-Становление, более известная, как Тезис-Антитезис-Синтез), пентадная диалектика находит воплощение синтетической идеи в факте (4 момент «Ставшее»), а также оформляет «остаток» невоплотившихся аспектов синтетической идеи в мифе и символе (5 момент Нестановящееся). 

Четвертый момент не зря был назвал Лосевым «софийным моментом», премудростью. Ведь оформившийся к четвёртому моменту смысл должен найти для себя адекватное воплощение. В гегилевской диалектике проще - всё заканчивается синтезом противоположностей на абстрактном уровне, а синтетическая идея не находит воплощения, поэтому знаменитый ответ Гегеля на обвинение его в том, что в реальности нет таких синтетических идей, был категоричным: «Тем хуже для реальности». 

Поскольку психотерапия – совершенно реальная социальная практика и прагматика языка, то, конечно, если уж использовать диалектику здесь, то такую, которая имеет этот «софийный» момент воплощения синтетической идеи в факте, вещи, событии, реальности (Дианализ).
 

В течении прошло года на дианалитических семинарах разного уровня прорабатывалась тема «воплощения» терапевтической идеи (4 момент) с помощью «абдуктивной логики» Пирса или «абдуктивного рассуждения». 

Хочу поделиться итогами этих размышлений и опыта применения в реальном консультировании. Термин «абдукция» ввел Пирс, понимая, что кроме дедукции и индукции (прямой и обратный линейный логический вывод) люди пользуются нелинейным способом достижения нового знания, выдвижения гипотез и иных предположений о состоянии реальности. Абдукция по Пирсу – метод поиска объяснений наблюдаемых фактов с помощью выдвижения предположений, генерирование догадок, гипотез. 

Этот метод он назвал «дедукцией поставленной с ног на голову»: рассуждение идёт не от теории к наблюдаемому явлению через гипотезу (дедукция) и не от единичного факта наблюдения к известной теории через гипотезу (индукция), а от гипотезы, сочиненной Познающим, через теорию к единичному факту! Это как раз то, что подходит к «софийному моменту» пентадной диалектики. 

Опуская массу подробностей, привожу итоговое дианалитическое определение абдуктивному рассуждению, применительно к психотерапии и консультированию: логическая абдукция (рассуждение от частного к частному) есть нахождение простого, элегантного, релевантного объяснения (критерии Пирса) наблюдаемому событию в свете подходящей теории, но без неё! 

При этом мысль движется от гипотезы (предположения), выбранного автором мужественно и ответственно, к способу наблюдения, так, чтобы отобранный единичный факт был «не более экстравагантен, чем объясняющая его гипотеза» (критерий Пирса), а гипотеза не противоречила бы теории. 

Коротко говоря – сначала сочиняем объяснение (гипотеза, интерпретация), а затем ищем наблюдаемый факт для этой интерпретации, пользуясь светом подходящей теории. В догматических школах психотерапии всё наоборот: теория должна настроить восприятие фактов (отсеять нужные факты), а уж для них, наблюдённых фактов, сформулировать гипотезы, извлекая их из теории (т.е. теория должна объяснить единичные факты через гипотезы). 

В.Ю.Завьялов
________________________________
P.S

Пентадное мышление

Усвоив хорошо содержание каждого из моментов, можно пользоваться пентадой(техники мысли «по-лосевски») в своём собственном, личном стиле

· Шаг 1. Полагание Одного.
· Шаг 2. Полагание существования (Тезис).


· Шаг 3. Полагание границ предмета познания.
· Шаг 4. Конструирование противоположности (Антитезис).


· Шаг 5. Проверка истинности допущения, доведением до абсурда.
· Шаг 6. Выдвижение Третьего Термина (Синтез).


· Шаг 7. Утверждение тезиса в новых границах – вывод.
· Шаг 8. Вопрос «Что это?» к полученному выводу («чтоитность»).


· Шаг 9. Именование или Определение Определения (Мета-определение).
· Шаг 10. Переход на другое (родовое или видовое) понятие или Миф.


т.е:

1-2 Полагание существования Одного («Нечто») или - Одно
3-4 Противополагание Иного («Ничто») или - Многое
5-6 Трансценденция и порождение Третьего или - Становление
7-8 Конкретизация вывода или - Ставшее !!!!
9-10 Расширение первоначального суждения или - Нестановящееся !!!!