
Часть 3
Диасинтез
Глава 15
Модель PSR
(PERSON-SYMBOL-REALITY)
Троичный Объект в дианализе
Троичный Объект есть
философско-диалектическое обоснование христианского догмата Абсолютной Личности
– Троицы единосущей и нераздельной. В основе бытия заложено личностное бытие, в
основе абсолютного бытия – Абсолютная личность. Абсолютная личность есть
«первое и последнее, очевиднейшее и конкретнейшее бытие». «Слишком ясно, что
всякое мировоззрение, утверждающее в основе бытия не-личностное начало, есть
мировоззрение абстрактное, не вполне реальное, оно утверждает только частичные
сферы, одно в ущерб другому, а не все вместе в неделимой целостности» Наиболее
конкретное сознание поэтому не может не утверждать Личность в качестве
абсолюта» (Доп., С. 463, курсив Лосева). Личностное существование требует для
себя другой личности, с которой будет происходить личностное общение (личность
есть граница с другой личностью), поэтому и Абсолютная личность трубует для
своего бытия существования других лиц (ипостаси для Абсолюта, социум для
человека)
Мифологическое учение о троичности
Лиц Божества разрешает эту проблему – личного и социального бытия – на
абсолютном уровне, который не зависит уже ни от каких «теорий», «концепций»,
«онтологий», «гносеологий», «эпистемий», «интерпретаций», «авторских версий» и
прочего (для этого и нужно такая «точка отсчёта», «высший эталон»). Личность
едина и неделима, одновременно – множественна, выражает социум, а не только
себя одну как индивидуальность. Диалектика показывает, как это мыслимо – «Один
равен трём, а три равны Одному», т. е. 1=3 и 3=1. Естественно, что это не
счётная проблема и не «математика». Это и не парадокс. Это – абсурд, первое
испытание в личностном развитии верующего по П. Флоренскому37. Как
говорил Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно». Если нет никакого абсурда, и «всё
понятно», тогда вопроса веры вообще нет – есть «игры разума». Абсурд ставит
непреодолимую преграду перед разумом человека, создаёт настоящую тайну
происхождения и исхождения божественного, а не «секрет», который не всегда и не
для всех является «тайной»38. Как говорили святые отцы, того, кто
посмеет «подглядеть тайну Троицы» ждёт наказание безумием39.
В Пресвятой Троице Бог остаётся
непознаваемым, но открывающим себя в Троице и едином Имени. В крёстном знамении
«Во Имя Отца, Сына и Святого Духа» три Лица имеют одно Имя, а не три. ФИО –
одно «триединое» имя для одной личности, именующее три «лица» из реальной жизни
человека: его самого (личное имя), его отца (отчество), его семью, род (фамилия).
Фамилия, имя и отчество, таким образом, есть мирской аналог Троичного Объекта,
что говорит о том, что догмат Пресвятой Троицы заложен в основание нашей
культуры, менталитета и языка.
Владимир Лосский в «Очерке
мистического богословия Восточной Церкви» пишет: «Откровение о Троице, как об
изначальном факте, абсолютной реальности, первопричины, которую нельзя ни
вывести, ни объяснить, ни найти, исходя из какой-либо другой истины, ибо нет
ничего, Ей предшествующего. Апофатическое мышление, отказываясь от всякой
опоры, находит свою опору в Боге, непознаваемость Которого явлена как Троица.
Здесь мысль обретает непоколебимую устойчивость, богословие находит своё
обоснование, незнание становится знанием» [30].
Святая Троица, как Троичный Объект
абсолютной мифологии и абсолютной диалектики, может быть представима в простых
диалектических построениях так:
о Бог-Отец существует, не существуя;
о Бог-Сын познаёт, не познавая;
о Святой Дух действует, не действуя.
Здесь катафатическое мышление
(«существует», «познаёт», «действует») антиномически абсолютно уравновешено
апофатическим мышлением («не существует», «не познаёт», «не действует»). Вот
она, Абсолютная гармония! Абсолютный образец гармонии в воле, в мысли, в
действии.
Это даёт нам возможность признать
триединство существования-познания-действия или онтологии, гносеологии и
праксиологии, о чём уже не раз говорилось. Онтология, следовательно, не
отделима от гносеологии и практики(1), практика не отделима от гносеологии и
онтологии (2), гносеология не отделима от практики и онтологии (3).
____________________________________
37 Стадии веры в фило- и
онтогенезе по Павлу Флоренскому: 1) полное доверие и послушание, отказ от
рассудочной деятельности – «верю вопреки стона разума»; 2) вера как источник
высшего разумения – «знаю, потому что верю»; 3) слияние границ знания и веры –
«уразумеваю веру мою» [29].
38 В этом смысле любая
«Тайная доктрина» (Елены Блаватской, например) есть самый настоящий «секрет»,
который можно продать, обменять на что-нибудь, которым можно соблазнить других
людей, и который можно в конце концов разоблачить, как, например, «секрет
воскрешения умерших людей» Г. Грабового.
39 В этом я лично
убедился в первый же месяц работы психиатром-интерном. Мои первые клиенты из
«палаты хроников» были: «Бог» (пациент с парафренией, считающий себя богом) и
«Сын Бога» (параноик, утверждавший, что он «сын бога», т. е. Иисус). Очная
ставка обоих в ординаторской ни к чему хорошему не привела – каждый признал
другого «дураком» и «идиотом»; философского спора о триединстве «Лиц» не
получилось. Остальные случаи «идентификации с богом» также свидетельствовали о
полном невежестве этих клиентов в вопросах Троичного догмата.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: http://www.dianalysis.ru/2015/11/blog-post_20.html