четверг, 4 февраля 2016 г.

Понятие «проблема»



Часть 3
            Диасинтез
         
Глава16
Проблематизация

Понятие «проблема»

            Обычно «проблемой» понимается некое затруднение, препятствие на пути удовлетворения актуальной потребности. Если удовлетворить потребность не удаётся, то развивается так называемое состояние «фрустрации» и соответствующая реакция на неё (Розенцвейг). «Проблемой» также часто называют обычные житейские задачи, которые имеют решение, но по каким-то причинам не решаются людьми. Скажем, ситуацию «нехватки денег» торопливо обзывают «проблемой», хотя никакой проблемы в самом дефиците денег нет. Как говорил «великий комбинатор» Остап Бендер: «Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много». В этом утверждении всё «чистая правда», практически – истина. Если в государстве нет обращения денежных знаков, то ни у кого не может быть дефицита «банковских билетов», поэтому никаких задач по «изъятию», «доставанию», «зарабатыванию», «выпрашиванию», равно как и «экономии», «вкладывания», «прятанья»,и прочего нет. Все граждане ходят по улицам без денег, никто никого не грабит, всё хорошо, только скучновато. Если денежные знаки имеют хождение, то они переходят из рук в руки людей. Через кого-то их проходит много, через кого-то мало. Не бывает совершенно равномерного распределения денег среди людей. Вот настоящая проблема – разделить половину. Головоломка! Никому она не была под силу! Констатация того факта, что у некоторых людей есть много денег, не есть формулирование проблемы. Остап Бендер намекает на задачу, которую готов попытаться решить: «Отъём или увод денег варьируется в зависимости от обстоятельств. У меня лично четыреста сравнительно честных способов отьёма». Ужас положения только в том, что у Остапа как раз в это время нет на примете ни одного богатого человека, а грабить коллектив или «беззащитное госучреждение» не в правилах комбинатора». Однако с помощью мелкого воришки Шуры Балаганова задача проясняется и ставится на решение – ехать в Черноморск    и искать товарища. Корейко – подпольного миллионера, «ловкача», которого не стыдно заставить делиться дензнаками.
            Вот условия задачи. Дано: в государстве «Икс» выпущены в обращение денежные знаки; наверняка есть люди, скопившие массу этих денежных знаков; это массивное накопление не может быть честным в принципе («собственность – это воровство», читайте Прудона), поэтому таких людей можно вынудить поделиться частью накопленного-награбленного без нарушения Уголовного кодекса. Необходимо найти (решить):
            1) Место, где проживает богатый гражданин (он же -  «золотой телёнок»);
            2) Установить его личность, а также пути незаконного накопления этих денежных знаков;
            3) Создать некие условия (психологическая атака, рэкет, честный обмен, например, деньги на информацию, и др.), при которых богач с радостью отдаст требуемую сумму – принесёт «на блюдечке с голубой каёмочкой».
            Классика! Как можно, читая такую популярную экономическую литературу, испытывать «проблемы» с деньгами! Никаких проблем с деньгами нет. Есть задачи участия в распределении денежных знаков разной сложности – сложность задачи больше всего зависит от уровня притязаний, меньше – от «везения» и сопутствующих обстоятельств. Хочешь, чтобы через твои руки прошли потоки денег – вкладывай или «думай и богатей» (Наполеон Хилл).
            В дианализе в понятие «проблема» вкладывается не смысл задачи, а смысл именно проблемы: это – неполный синтез противоположностей, попытка человека «разрешить» конфликт противоположных тенденций в его жизни. Такой «неполный синтез» («кентавр» логический, социальный, психологический, нравственный и пр.) может быть осознан не полно. Чаще всего так и бывает, поэтому корень проблемы честному гражданину не виден, но последствия попыток «разрешить» проблему «бьют в нос».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: http://www.dianalysis.ru/2015/11/blog-post_20.html