
Глава 11.
Символ-проявитель проблемы
Всё есть символ
Всё
можно рассматривать как символ. Всё мироздание есть символ предполагаемого
порядка, самоорганизации и цели развития. Для тех, кто не верит в Бога,
существует теория хаоса, законы термодинамики. Для верующих вопрос о природе
символа давно решён: природа есть символ сверхприродного. Космос есть выражение
(символ) божественной воли. В первых строках Евангелия от Иоанна написано:
«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Всё сотворено
Словом: «И Слово стало плотию…» (Ин. I, 1-3).
Большой специалист в
области символа Рене Генон в книге «Символы священной науки» пишет о том, что
символ как бы стремится отразить само Единство, универсальную и полную
гармонию. «Это и есть основание всякой символики: законы низшей сферы (плоти)
всегда могут быть приняты за символы высшего порядка, где они обретают своё
самое высокое обоснование, принцип и цель. Низшее может символизировать высшее,
но обратное невозможно; впрочем, если бы символ был более приближен к
чувственно осязаемой реальности, нежели им изображаемое, то как мог он
выполнять функцию, для которой предназначен?» - спрашивает Генон (Генон, 2001,
с. 39, [12]. И сам человек есть символ, поскольку создан «по образу Божию»
(Бытие, I, 26-27).
Не углубляясь в
теологические трактовки понятия «символ», зафиксируем основную мысль: в любом
предмете (объекте, явлении) можно найти нечто высшее (принцип, цель,
обоснование), некий более высокий и больший смысл, чем «самость» этого
предмета. Тогда этот предмет и будет «взят как символ», что позволит делать
«перенос смысла», искать смысловые связи этого предмета с другими предметами.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: http://www.dianalysis.ru/2015/11/blog-post_20.html