среда, 27 января 2016 г.

Спиральная динамика


            Часть 3
            Диасинтез


Спиральная динамика

В отличие от техники К. Юнга, который предлагал исследовать сновидения с помощью «хождения по кругу», т. е. изучать ассоциативные ряды, двигаясь по смысловому кругу, центром которого является сновидческий образ, в дианализе используется «хождение по кривой смысла» (термин Я. Голосовкера), центром которой становится личностный смысл симптома, т. е. сама личность, явленная в симптоме или предъявленной «проблеме». Движение является «спиральным» в том смысле, что достижение некой цели в терапии и консультировании не заканчивает процесс помощи, а сдвигает внимание на новую цель, к которой надо снова идти по «смысловому кругу». Проявленный в консультативной работе (терапии) «смысловой круг» очерчивает личностные границы человека, выявляет его личность в её бесконечном становлении (рис. 1- нажать на рисунок).



В этой схеме интерес должен вызвать пункт «мифологический ресурс».
Почему «мифологический»? В схеме этот пункт получается за счёт проекции «проблемы» на «персональный миф» клиента, т. е. на максимальный смысл его жизни, который, естественно, может быть выражен только в мифе, но ни в каких конкретных «фактах жизни».

Если термин «персональный миф» не понятен или не нравится, можно использовать слово «потенция». Проблема отбрасывает свой смысловой свет на потенции человека к любой деятельности и любому повороту в судьбе (человек как личность свободен). Проблема, взятая как диалектическая категория, должна иметь свою противоположность – некое достижение, «антипроблему», что и показывает схема. 
«Пустой» центр личности (середина расстояние между «проблемным состоянием» и «мифологическим ресурсом») потому «пустой», что выражает Субъект в личностном синтезе «субъект-объект». Субъект и должен быть пустым, следовательно, отличаться от объекта, который всегда есть нечто, всегда чем-то наполнен. Прямой путь не запрещён и не отменяется, он есть, он совершается, но совершается не «тупо прямо», а в результате «хождения вокруг центра личности». 
Таким образом, главное в дианализе – «обхождение личности», а не достижение заявленной для терапии цели (цель может и смениться, либо быть опознана как «фиктивная»). Цель, конечно, достигается, но не в ущерб конкретной личности, её пониманию и усилению.

Итак, мета-модель дианализа:
·         Метод – спиральная динамика «обхождения личности» (синкретизм)
·         Проблема – концептуализация трудного вопроса жизни личности (схоластика)
·         Цель – смысловое расширение личности клиента (феноменология)
·         Ресурс – реорганизация психологического материала (наука)
·         Средство – утверждение личности в слове и образе (мифология)

Эту «модель верхнего уровня» можно понять после обсуждения «вспомогательной» модели «Личность-Символ-Реальность», которая обозначена в книге средством международного общения – на английском.




ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: http://www.dianalysis.ru/2015/11/blog-post_20.html