пятница, 15 января 2016 г.

И невидимое станет видимым


Глава 11. 
Символ-проявитель проблемы

И невидимое станет видимым

Это – церковное. Невидимое становится видимым в мистическом богооткровенном опыте. Либо «в конце времён», когда всё тайное станет явным. Эту духовную диалектику, «диалектику чуда», взаимоопределения типа «невидимое видение», «видение невидимого», «зрячая слепота», «слепая зрячесть», «тайновидение» и другие подобные оксюмороны15  постигают в сложных обрядах и духовных практиках.

Однако есть и более простые и понятные примеры практической диалектики проявления. Вот забытый опыт фотолюбителя. Были такие энтузиасты «бытовой фотохимии» до эры тотальной оцифровки изображений, среди них был и ваш покорный слуга. Сначала нужно было получить негатив – изображение на фотопленке, обратное видимому: проявить засвеченную в фотоаппарате плёнку.

Это изображение было тождественно образцу, но полностью противоположно по цвету и светотени. Это – пример диалектики «самотождественого различия». После получения негатива происходило почти мистическое действие проявления скрытого изображения на фотобумаге. Её надо было засветить с помощью проектора, в который помещался негатив. После засветки бумага оставалась такой же белой, как и была. Только в красном свете можно было увидеть непорочную чистоту незасвеченной фотобумаги.

При дневном свете белоснежная бумага тут же чернела и превращалась в свою противоположность. Правильно засвеченную бумагу необходимо было класть в проявитель и происходило чудо: на белой бумаге невидимый художник рисовал образ реальности. Появлялась фотография, по старинному и первоначальному имени «дагерротип»16.
Видимая реальность отражалась на металлической пластинке, которую надо было рассматривать под углом, чтобы увидеть «оттиск реальности».
___________

15 От греческого oxymoron остроумно-глупое, стилистическая фигура, в которой соединяются противоположности, не доходя до синтеза, то есть не порождают еще третье, но и не уничтожают друг друга, как в формальной логике по закону исключенное третье либо это, либо это, третьего (в данном случае противоречивого сочетания) не дано. Фигура оксюморон выражает диалектику смысла-бессмыслицы и открывает нам смысл в бессмыслице и бессмыслицу в смысле.

16 Дагеротип – от имени изобретателя, Дагера; снаряд, которым предметы, посредством солнечного света, переносятся изображением на доску; самое изображение это, на металлическом листе; такое же изображение на бумаге называется фотографией, а вообще светописью. Дагеротипное искусство, фотография, светопись. Дагеротипист, фотограф, светописец. (Толковый словарь В. И. Даля).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...