пятница, 15 января 2016 г.

И невидимое станет видимым




Глава 11. 
Символ-проявитель проблемы



И невидимое станет видимым

            Это – церковное. Невидимое становится видимым в мистическом богооткровенном опыте. Либо «в конце времён», когда всё тайное станет явным. Эту духовную диалектику, «диалектику чуда», взаимоопределения типа «невидимое видение», «видение невидимого», «зрячая слепота», «слепая зрячесть», «тайновидение» и другие подобные оксюмороны15 постигают в сложных обрядах и духовных практиках. Однако есть и более простые и понятные примеры практической диалектики проявления. Вот забытый опыт фотолюбителя. Были такие энтузиасты «бытовой фотохимии» до эры тотальной оцифровки изображений, среди них был и ваш покорный слуга. Сначала нужно было получить негатив – изображение на фотопленке, обратное видимому: проявить засвеченную в фотоаппарате плёнку. Это изображение было тождественно образцу, но полностью противоположно по цвету и светотени. Это – пример диалектики «самотождественого различия». После получения негатива происходило почти мистическое действие проявления скрытого изображения на фотобумаге. Её надо было засветить с помощью проектора, в который помещался негатив. После засветки бумага оставалась такой же белой, как и была. Только в красном свете можно было увидеть непорочную чистоту незасвеченной фотобумаги. При дневном свете белоснежная бумага тут же чернела и превращалась в свою противоположность. Правильно засвеченную бумагу необходимо было класть в проявитель и происходило чудо: на белой бумаге невидимый художник рисовал образ реальности. Появлялась фотография, по старинному и первоначальному имени «дагерротип» 16. Видимая реальность отражалась на металлической пластинке, которую надо было рассматривать под углом, чтобы увидеть «оттиск реальности».
___________

            15 От греческого oxymoron остроумно-глупое, стилистическая фигура, в которой соединяются противоположности, не доходя до синтеза, то есть не порождают еще третье, но и не уничтожают друг друга, как в формальной логике по закону исключенное третье либо это, либо это, третьего (в данном случае противоречивого сочетания) не дано. Фигура оксюморон выражает диалектику смысла-бессмыслицы и открывает нам смысл в бессмыслице и бессмыслицу в смысле.

 
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: http://www.dianalysis.ru/2015/11/blog-post_20.html