пятница, 22 января 2016 г.

Кентавристика



            Часть 3
            Диасинтез

Кентавристика
             
В первые годы преподавания дианализа для обозначения концепции здоровья был использован термин «кентавристика»28, чтобы подчеркнуть соединение несоединимого в понятии «здоровье». Об этом уже говорилось во 20-ой части. Отмечу только ещё раз, что речь идёт о «личностном здоровье», т. е. о смысловом обустройстве человека, поэтому слово «кентавристика» в значении «синтез природного и культурного» тут подходит. Само толкование понятия «личность» как «соединение несоединимого» есть «логический кентавр» (антиномия, оксюморон, метаксю, «срединное Бытие»). Личность есть синтез неопределимого Субъекта и совершенно определимого Объекта (Единого Субъекта и множества Объектов), выражающийся в многосторонних отношений человека с окружающими его объектами29. Поскольку психотерапия и консультирование направлены главным образом на сохранение, поддержание и защиту здоровья (целостности) личности, то сама эта деятельность также подпадает под определение «кентавристика».

            Термин «кентавристика» ввёл в обиход писатель Даниил Данин в эссе «Сколько искусства науке надо?» в 1967 году. Объединяя два феномена – искусства и науку, он «шутки ради» использовал данный термин, который закрепился как название принципа стойкого сочетания несочетаемого [21]. Сам Д. Данин говорил о пяти «К»30:
1)      Консенсус – поиск всегда возможного соглашения.
2)   Консолидация – объединение, сплочение идей и людей (тут некоторое различие с термином солидарность, что означает сплачивать, соединять, т. е. управлять).
            3)  Комплементарность – принцип дополнительности (complementarum – от лат., дополнение, довершение).
            4)  Компромисс – взаимоуступки, смягчение собственных взглядов, стремление к согласию.
            5)   Конвергенция – сближение идей, сведение, схождение идей.
            6)  Конфронтация – противопоставление себя другому, «развертывание фронтов», оттеняет важность пятерки «К» как жизненных принципов.
            7)   Конституция Кентавра сформулирована Д. Даниным следующим образом:
            о Всадник и конь дополняют друг друга (комплементарность).
            о Всадник не может сойти с коня, а конь не может покинуть всадника (конвергенция).
            о Всадник не хлещет коня, а конь не стремится сбросить всадника (консенсус). 
            о Всадник и конь взаимотерпимы (консолидация).
            о Победа одной части кентавра над другой означает его гибель (компромисс, поэтому ради сохранения жизни оба начала идут на уступки друг другу (конвергенция).
            Итак, чтобы жизнь не распалась из-за противоречий, составляющих её основу первоэлементов, необходимо иметь нечто, что объединяет и связывает противоречия. Этим «нечто» является личность человека – самый сложный и иерархически высший уровень самоорганизации индивидуальной жизни. Сохранение самой жизни от распада, сохранение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции, а значит и автономии при продолжающемся процессе развития, и есть характеристика здоровья.
            Невозможно даже представить то, какое количество противоречивых элементов, структур, процессов приходится объединять человеку, чтобы сохранить свою целостность – целостность физических границ, целостность психической, внутренней жизни, целостность эмоциональной, чувственной жизни, целостность духовной жизни. Но такая целостность всё же возможна (и необходима!). Поэтому одно из возможных определений здоровья с точки зрения дианализа такое: психическое здоровье есть крайне неустойчивое состояние гармонии человека как личности с внутренней и внешней средой. Это состояние гармонии или «объединение несоединимых» вещей и явлений в функциональное целое, стремится к разрушению (энтропия или мифический «Танатос») или нарушается в определенных границах, что распознаётся обычно как «границы нормы». Психотерапевт и консультант, конечно, никогда не доведут клиентов до «полной гармонии» и «счастья». Дай бог достигнуть вместе с клиентом «границ нормы», а там, «на пограничной полосе», он и сам сможет поймать своё счастье, как Иванушка Жар-птицу.
______________________________________
            28 Лекции по дианализу. Киев, 2001 (рукопис).
            29 Символ можно также трактовать как «логический кентавр» - синтез Сущности и Явления. Реальность – ещё один «логический кентавр»: синтез Вещи и её Иимени.
            30 Свои деся «Ди» (Декалог принципов) я сформулировал до знакомства с «кентавристикой» Даниила Данина, поэтому весьма обрадовался «шуткам» писателя – его семь «К» в чём-то аналогичны десятке «Д».



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: http://www.dianalysis.ru/2015/11/blog-post_20.html