пятница, 15 января 2016 г.

Личность – фактичность жизни человека

Книга - В. Ю. Завьялов «Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования»

Глава 12
Личность – носитель проблемы

Личность – фактичность жизни человека
            
То, что каждый человек фактически есть некая личность, т. е. «необезличенный субъект», понимают все нормальные люди, даже психологи и психотерапевты, не занятые временно своими теориями. Да, в это понятие включаются элементы, по которым личность можно идентифицировать – личные вещи, стиль письма и иных форм самовыражения, индивидуальные особенности тела, уникальный набор жизненных событий и др. Однако не только это, но и то, что не может быть уникальным и неповторимым, так же может представлять элементы личности.

Это – мировоззрение, мышление, культурные традиции и привычки, язык. Это – всеобщее. Оно не принадлежит никому отдельно. Им обладают все люди, как и конкретная личность! Таким образом, в понятие «личность» необходимо включаются всеобщие смыслы, индивидуальные (уникальные, неповторимые свойства конкретного человека) и особенные (выраженные крайне индивидуально и неповторимо всеобщие смыслы).

Примером (особенного» является, например, факт декламации известных и почитаемых в обществе стихов. Стихотворение принадлежит всем (и автору тоже), а вот его физическое прочтение – факт уникальный, неповторимый (в пространстве и во времени). Здесь всеобщее и уникальное синтезированы в некий «личный стиль». Выражение всеобщего и уникального и есть «личность».

По этой причине и дано определение личности как «смысловое всеединство человека». Вопрос «Существует ли личность или не существует?» трансформируется в вопрос «Существует ли смысл или не существует?» Если смысл не существует, то личность тоже не существует.