пятница, 15 января 2016 г.

Созерцай явление и постигай сущность


Глава 10
Опыт защиты научных основ психиатрии

Созерцай явление и постигай сущность            

Это перефразированная мысль А. Ф. Лосева с тала кратким изложением всей методологии дианализа. Если слово «дианализ» трактовать как методологию «двойного диагноза», то «сущность» и «явление» и есть та парочка, которую необходимо «поженить» в процессе размышления, т. е. найти нечто третье, в котором они мирно существуют, как мужчина и женщина – вечные противоположности – в любовном союзе, браке, брачных узах, «цепях Гименея».
            
Диагноз – есть тот «брак» или «брачное ложе», где мирно сосуществуют «явление» и «сущность». На философском уровне это «брачное ложе» называется Символом. Диагностический ярлык – типичный символ, даже – знак. Знак есть вариант символа: символ, обращенный в реальность. Знак всегда указывает на конкретную вещь, явление другого порядка, чем есть сам знак.

Диагностический психиатрический ярлык показывает на то место, где должен находиться обладатель этого ярлыка – в «психушке», в состоянии недееспособности, «на обочине жизни». Психиатрический диагноз, как ярлык и знак плохого качества умственной жизни человека, равносилен судебному приговору. Он с суде и есть приговор, подготовленный группой экспертов. Судья, «руководствуясь внутренним чувством справедливости», зачитывает приговор уже от имени Российской Федерации.

Вот ещё один символ – мантия судьи. Чёрная мантия судьи не есть сущность Российской Федерации. Это – явление. Нам является обыкновенный человек, обычно женщина, замороченная ворохом дел. Чёрная мантия призвана скрыть от нас её обыкновенность, а, следовательно, и возможную ошибочность её мнения.

Черная мантия также символизирует таинство принятия судебного решения в глубинах души женщины-судьи. Она ведь по закону обязана не «взвешивать» на весах Фемиды все «за» и «против», определять «вес» и тяжесть каждого аргумента, как какая-нибудь торговка, а принимать решение на основе внутренней убежденности в правоте, т. е. на интимном ощущении истинности вердикта. По результатам «взвешивания» рождаются только вердикты-уроды: кто больше бросил на весы Фемиды, тот и выигрывает дело.
            
В руках Фемиды, что стоит на портале дворца правосудия в Екатеринбурге, меч в правой руке и весы в левой14. Меч очень жестко закреплен – никогда не выпадет из рук, покарает! А вот весы болтаются и сильный ветер раскачивает чаши так, словно они, как флюгер, пытаются уловить направление, куда нынче ветер веет. Очень символично для города с богатыми бандитскими традициями в новое, постперестроечное время!
            
Психиатр, эксперт ли он или «просто» врач-лечебник, обязан действовать как честный и опытный судья: искать внутри себя признаки истинности того, что он конструирует в уме. «Весы» могут подвести. Крупицы истины могут и не перевесить горы лжи, тяжесть неправедного обвинения, вес авторитетного мнения или начальственного «тяжёлого взгляда». Что тогда? Весы так решили? Нет.

Нужен ум, который попытается проникнуть в сущность происходящего. Такой ум разглядит крупицы истинного золота, брошенные на задравшуюся вверх чашу весов. Пусть на противоположной чаше будет гора фальшивого, слепящего глаза, «золота». Ум не проведёшь, даже если глаза обманут.
_____________
14 В Древней Греции Фемиду изображали с рогом изобилия и весами. Богиня правосудия «отмеривала по заслугам» блага, а не наказания. В дальнейшем «рог изобилия» исчез из правосудия и был заменён «карающим мечом».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...