пятница, 15 января 2016 г.

Персонализм в дианализе





Глава 12
Личность – носитель проблемы

Персонализм в дианализе

            В дианализе личность определяется как «смысловое всеединство человека» [14]. Это максимально абстрактное, следовательно, всеобъемлющее определение, в котором ничего не потеряно для конкретной личности, т. е. «ничто человеческое не чуждо», и сохраняется «абсолютная уникальность и неповторимость» каждого человека как личности. В противоположность этому можно привести такое распространенное среди психологов определение личности человека: «Человек, как личность, это взятый конкретно отдельный человек, имеющий собственное имя, собственную историю происхождения, находящийся в определенном месте и времени…» (цитирую не дословно, а по смыслу). Дальше можно не продолжать, ибо уже ясно для каких целей сформулировано это определение. Конечно, для «установления личности»! Для идентификации личности. «Кто это изображён на снимке? Ну, да! Это Василий Васильевич Ильин! Собственной персоной. А это кто лежит навзничь? Лицо разбито, грудь раздавлена, ноги вывернуты, но всё равно, можно узнать. Это бывший директор ресторана «Аллет Восток», не помню, как его фамилия, знаю, что его все звали Данилычем. Он сильно выпивал, после того, как его бросила жена. А, выпив, любил гонять на своей «Хонде». Вот и доездился…»
            Много лет назад, в самом начале своей карьеры врача-психотерапевта, я выбрал одно из ста известных определений личности, которые собрал психолог Олпорт. Полезной для практической работы оказалась определение-метафора: личность человека похожа на американский сенат, в котором есть «ястребы» и «голуби», партии и коалиции, представители разных слоев общества (организма человека, слоев сознания). Эти представители представляют не самих себя, а интересы множества других людей. В личности человека различные образы, представления, чувства и переживания также представляют не столько себя самих, как объекты реальной действительности. Конечно, метафора, даже мощная по своей объяснительной ценности, не есть теория личности, не есть точное определение. Но, чтобы не создавать ложного чувства понимания этого многозначного термина, дадим определение понятия «личность» как «смысловое всеединство человека».
 ________________
            21 «Ублюдочными мифологиями» А. Ф. Лосев называет «теории личности», появившиеся в начале прошлого столетия и продолжающие плодиться поныне (примечание автора).
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Начало: http://www.dianalysis.ru/2015/11/blog-post_20.html