пятница, 15 января 2016 г.

Личность как философское понятие

Книга - В. Ю. Завьялов «Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования»

Глава 12
Личность – носитель проблемы

Личность как философское понятие
            
Вот как А. Ф. Лосев рассуждает о личности: «Личность» есть диалектический синтез «субъекта» и «объекта» в одном неразложимом целом. Интересно: совершенно невозможно личность свести ни на то, ни на другое. Когда старые психологи-субъективисты хотели говорить о личности (да они почти и не говорили о ней, разве только где-нибудь на задворках, в последней главе мелким шрифтом), они повторяли всё те же схемы, применяемые ими и в области отдельных способностей (главным образом, конечно, тоже в силу особого мифа, - в области мышления).

Когда же современные рефлексологи начинают говорить о личности, после того как все сведено на физиологические процессы, - это производит только забавное впечатление. Вопреки этим ублюдочным мифологиям21, абсолютная мифология признает полную невозможность уничтожения субъекта в пользу объекта и объекта в пользу субъекта, но в то же время утверждает необходимость новой категории, не сводимой на них, но, тем не менее, синтезирующей их. Абсолютная мифология есть персонализм» (с. 205).
 ________________
21 «Ублюдочными мифологиями» А. Ф. Лосев называет «теории личности», появившиеся в начале прошлого столетия и продолжающие плодиться поныне (примечание автора).