вторник, 8 декабря 2015 г.

«Живая супервизия»


Глава 7. Дианализ как обучение помощи

«Живая супервизия»

Наиболее эффективный способ обучаться чему-либо – повторение правильных движений в присутствии мастера. Всё равно всё будет неправильно, но эта неправильность будет указывать на правильные действия в ближайшем будущем.

Так обучают техникам восточных единоборств, балету, спорту, ремёслам. Мастер исправляет ученика. Чем больше исправляет, т. е. чем больше находит ошибок и показывает путь исправления, тем лучше учит.

И, наоборот, если не смотрит на действия ученика, не обращает внимания, если не исправляет ошибок («и так сойдет»), если критикует «вообще», а не выискивает ошибочные действия, то такое обучение не обучает мастерству, но обучает разным формам психологической защиты: оправданию неудач, невротическим способом искажения восприятия действительности и другим «прикрытиям некомпетентности».
            
Джей Хейли в упомянутой книге жестко критикует психодинамические методы психотерапии и обучения им, когда из-за нормы конфиденциальности никто не знает, что делается за закрытыми дверями психотерапевтического кабинета, что там на самом деле происходит.

Хейли делает убийственный вывод: психодинамическая теория помощи защищает неумелого, т. е. не умеющего вызывать необходимые изменения в поведении клиента, сепервизора от разоблачения.

Сам Фрейд, пишет Хейли, «сумел использовать единственную возможность идеально защитить некомпетентного учителя» тем, предложил «щекотать нервы» такими темами (сексуальная связь с матерью, желания убивать и прочее), на которые нормальные люди не говорят, тем самым уходя от вопроса реального изменения поведения клиента [5, с. 211].

Институт Дианализа