вторник, 29 декабря 2015 г.

Что есть смысл?


Что есть смысл?

Глава 9
Раскрывающийся смысл

            Под термином «смысл» чаще всего понимают некую «истинную природу» того предмета или явления, которую стремятся познать или постичь. Самое главное то, что смысл нельзя сконструировать, реконструировать, сочинить и прочее. Это то, что невозможно произвольно создавать, менять или трансформировать.
            Вот простейшая операция ума – мысленное вращение какого-либо предмета (пространственное воображение). Поворот и развёртывание новой перспективы – это настоящая операция ума, манипулирование в уме предметом. А вот понимание этого предмета, возникающее при смене перспективы, есть раскрывающийся смысл данного предмета. Люди так же вертят в руках изучаемую вещь, пока не «поймают» смысл этой вещи, пока не поймут, откуда она, зачем она, какова её индивидуальная судьба, кто вложил в эту вещь какой-то иной (для неё самой) смысл. Последнее очень важно, поскольку речь идет о символической значимости любой вещи: вещь указывает на другую вещь, и эта другая вещь и есть смысл, заключенный в данной вещи.
            Дети знакомятся с диалектикой раскрывающегося смысла в игре с матрёшкой, которая известна всему миру как «русская кукла». Внешняя матрёшка есть сама по себе (самость, self матрёшки), но она содержит в себе совсем другую, хоть и похожую, куклу – «иную матрёшку». Без этой иной внешняя матрёшка была бы и не матрёшкой. Таким образом, определение смысла следующее: смысл – это то внутреннее содержание предмета познания, которое раскрывается при определённых условиях. В руках ребёнка верхняя часть матрешки «вдруг» снимается как крышка, или отвинчивается, и взору открывается внутреннее «содержание» матрёшки. Естественно, не сам играющий ребёнок создал это содержание, он его просто открыл.
            Почти все выдающиеся открытия в науке происходят именно по этой «детской» схеме. Ученый «играет» с неким предметом (как А. Эйнштейн играл с лучом света), случайно «отвинчивает» то, что может отвинчиваться, как бы «взламывает» защиту предмета от обнажения его внутреннего содержания, и познаёт внутреннее содержание (субстанцию) познаваемого предмета.
            В игрушке «субстанция» весьма конкретна и ощутима, а вот в реальной обыденной жизни «субстанция» не ощутима, не видна, не осязаема, не слышна. Её можно раскрыть только в уме. Следовательно, смысл есть то, что открывается уму, что предназначено для «умственного взора», а не для глаз, уха, чувственного восприятия. Когда же это содержание вещи, предмета, раскрывается уму? Только тогда, когда это содержание как-то организуется, будет отличаться от иного себе (отличие), но в то же время будет на что-то похоже и узнаваемо (тождество), будет меняться (движение), и оставаться неизменным (покой), будет означать суть, сущность, предмета или явления.