вторник, 29 декабря 2015 г.

Постижение смысла



Глава 9
Раскрывающийся смысл


Постижение смысла

            Прежде, чем мы опустимся до банальной диагностики, обратимся к поэту:
                        Тщетно, художник, ты мнишь, что
                        Творений своих ты создатель.
                        Вечно носились они над землёй, незримые оку.
                                                                                (А. К. Толстой).
            Вот так, смыслы творений «вечно носились, незримые оку». Это – поэтическая метафора. «Носиться над землей» не есть находиться в «смысло-поле» (ноосфера Вернадского) или «смысловом, энерго-информационном поле земли» (В. П. Казначеев и около миллиона целителей, убежденных в этом). «Носиться над землей» может означать всё, что угодно, только не быть на «самой земле», т. е. в голове создателя, в его руках, в его инструментах, в материале, который он использует, и не в «натуре» (натурщица, натурщик), с которой он моделирует форму. «Незримые оку! Означает то, что смысл не «подсмотришь», не увидишь в натуре, в материале и в инструментах (краски, резцы). Художник сам удивляется тому смыслу, который исходит от только что написанной картины. Он весь этот смысл осознать не в состоянии, а искусствоведы потом долго будут ломать головы над смыслом созданного. Его произведение продадут, и уже другие умы будут вникать в смысл его образных построений, в сущность переданного языком искусства. Бесчисленные проявления смысла этого произведения в разных умах будут всё тем же единым смыслам, найденным творцом. Если же в этих рассуждениях заменить термин «смысл» термином «энергия», то получится спекуляция о «целительных энергиях», исходящих от картин, о чём так любит рассуждать модный современный художник Никос Сафронов. Произойдёт ошибка, которая именуется в философских работах как «онтологизация» - присвоение несуществующим вещам статуса существования11.
__________

            11 Признанным мастером онтологизации (из литературных героев) является Иосиф Швейк. Его рассказы оснащены такими деталями и такими «логическими операторами онтологизации», что вымысел становится абсолютно реалистичным, т. е. правдоподобным.


Начало: http://www.dianalysis.ru/2015/11/blog-post_20.html