среда, 25 ноября 2015 г.

По мощи его ...



 

Глава 3. Дача по-мощи

По мощи его

Само слово «помощь» как-то связано с «мощью», «мощами», с тем, что не поддаётся скоротечному времени, остаётся стабильным и неприкосновенным, как скелет тела. Всё остальное – бренное, тленное, а остов-скелет остается. Слово «помощь» этимологически относится к тому, что считается «остовом», скелетом бытия. Таким остовом в классической русской философии, которая всегда была религиозной, от Г. Сковороды до А. Лосева, был смысл, логос. Смысл как «скрепы бытия», как логический «Скелет бытия», и есть главная константа жизни. Это можно сравнить с главной физической константой на земле – гравитацией. Она везде одинакова на поверхности земли. Её нельзя ничем «подкупить», «ослабить по блату», усилить по желанию начальника и т. д. Это – мощь земли. В человеческом существовании такой константой является смысл его жизни в целом, «логический скелет бытия», смысловая опора всех остальных психических функций, которые никогда не имеют (в норме) ведущей роли, а только обслуживают главную мощь человеческого бытия – смысл.
Получается, что помогая другому человеку, мы обязаны считаться с его мощью, с его логическим, «смысловым скелетом», и давать по мощи его, т. е. в полном соответствии с его смысловой картиной мира, с его «логическими скрепами бытия». Помощь должна укреплять имеющийся смысл. Увеличивать этот смысл, иначе это помощью не будет.