пятница, 20 ноября 2015 г.

Спас Нерукотворный



Глава 1. Духовный помощник

Спас Нерукотворный



            На знамени Пензенской области и города Пензы изображён символ Абсолютной Личности – лик Христа. Для христиан это символ абсолютного спасения, спасения личности человека от мрака забвения и бессмыслицы, от скоротечного времени, которое уничтожает всё, что создаёт человек. Это – Спас. Почему нерукотворный? Конечно, само изображение, особенно данное, взятое с боевых знамён воинов Древней Руси, вполне рукотворно, даже стилизованно, т. е. соответствует современным стандартам эстетики, современному стилю. Но сам лик, сама сущность этого великого лица нерукотворна. Он не создаётся никем – ни художником, ни теми, кто выбрал данный образ для духовного возрождения российской глубинки, ни историей происхождения этого образа. Смысловой свет, идущий от Лика, чудотворный. Этот смысл самопроявляется, он задан уже, ему не нужно ничего для существования, он уже существует¹. Смысл существует, проявляется через символ, однако понимание символа совсем не задано в нём самом, до его истинного смысла ещё нужно дойти. Поэтому нам нужны средства для его действительного понимания, нам необходимо проявить какое-то душевное движение, духовное усилие для того, чтобы принять этот нерукотворный смысловой свет утверждения личности в вечности. Это – наша задача понять смысл образа, проникнуть в его сущность, осознать видимое и невидимое, познаваемое и не познаваемое, истинное и ложное в символе. Вот главное, что производит символ, несущий глубокий смысл Спасения: вдохновляет на осмысленные действия, спасающие личностное существование человека.

______

¹ Этот образ проявился сам собой на полотенце, которым вытирался Иисус Христос, когда шёл на Голгофу и нёс свой крест. По преданию, первая икона появилась чудесным образом ещё во время земной жизни Спасителя. Правитель сирийского города Едессы Авгарь заболел проказой. Никто не мог его излечить. Услышав о чудесах и исцелениях, совершаемых в Палестине Иисусом, Авгарь уверовал в то, что выздороветь он может, взглянув на лицо Христа, и послал к Иисусу художника Анания написать Его портрет. Художник добрался до Иерусалима, видел Иисуса и слышал Его проповедь, но зарисовать Его не мог, так  как большая толпа не давала возможности приблизиться к Христу. Тогда он Сам подозвал Анания и,  умыв лицо, обтёр его полотенцем (убрусом), на которым чудесным образом запечатлелся Его лик, и подал полотенце Ананию. Обрадованный художник поспешил с драгоценной нощей – Нерукотворным Образом – к своему господину. Получив чудесное изображение, Авгарь стал быстро поправляться.