вторник, 3 марта 2015 г.

Краткий курс истерии

 

На вопросы "Новой Сибири" отвечает доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования НГМА, главный психотерапевт Новосибирской области Владимир Завьялов

- Владимир Юрьевич, на одной из своих пресс-конференций вы говорили о том, что у нас возможна эпидемия истерии, что всем нам грозит это психическое заболевание.
- Давайте для начала разведем некоторые понятия. Истерия - это название целого ряда болезненных состояний. В классической психиатрии под термином "истерия" понимали клинический невроз: расстройство личности, связанное с внутренним конфликтом. Это конфликт между желаниями быть нормальным, соответствовать моральным требованиям, и получить "льготу" незаконным путем, в том числе с помощью блефа. Например, прикинувшись больным или слабым. И в человеке эти две установки находятся в борьбе, человек от этого страдает. Вот что такое истерия как клинический диагноз. Кроме того, могут быть истерические проявления ряда других психических расстройств, может быть истеричная реакция на стресс. А есть другая категория истериков. У них истеричность - это черта, или лучше сказать, дефект характера. Это люди, которые совершенно осознанно добиваются льгот, благ различными демонстрационными способами. И при этом, в отличие от невротиков, нисколько не страдают. Общая черта всех истериков - это демонстрация, драматизация чувств, выставление их напоказ, некая аффектация. И что тревожно, таких людей становится все больше и больше. Они востребованы обществом. Вот о возможности такой эпидемии истерии я и говорил.
- Приведите примеры таких востребованных обществом истериков?
- Вот, например, такая область, как политика. Самый яркий пример - это Владимир Вольфович Жириновский. Посмотрите его любое публичное выступление. Во всем аффектация, демонстративность. Типичный истерик. Или наша эстрада. Попробуйте убрать звук, когда по телевизору выступают современные певцы, и все понятно. А целители и знахари? Это тоже по большей части истерики. Возьмите Рушеля Блаво. Он себя представляет не иначе как Человек Мира, имеет каких-то семь степеней посвящения. На что это рассчитано? Туману мистического побольше напустить. Заявить о своей исключительности. И ходят за такими целителями толпы людей с истерическими чертами характера. Вообще, каждое время дает своих истериков. В прошлом в истерии было много религиозного бреда. Все эти контакты с Богом или дьяволом, видения. Сейчас это чаще наполняется мистико-эротическим содержанием. И опасно, что общество дает истерикам ту льготу, которой они добиваются: власть, деньги, популярность. А истерия "заразна". Посмотрите рынок рекламы. Он засорен истерическими картинками. Вот рекламируют мыло "Сейфгарт". Ведь это же раздвоение образа. Самые настоящие истерические видения. Истерик, в отличие от нормального человека, видит не то, что есть, а то, что хочет: барабашек, НЛО, общается с Вселенским разумом. И таких людей ставят на пьедестал. Настало время показушников. Самое главное слово - презентация. Самое популярное шоу - показ мод. Самый главный человек - кутюрье. Это все "культурная" истерия. Или скорее неокультуренная культура. Сегодня осталось мало областей, где востребованы рациональные подходы. Пожалуй, только фундаментальная наука и экономика. Во всех остальных областях, к сожалению, истерики правят бал.
- В чем же выход?
- Объяснять надо людям, что это за явление. Нового героя создавать. Сейчас на нас с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов обрушивают героев-истериков. А героем должен быть нормальный, разумный человек. Такой, который добивается успехов в жизни своим трудом, а не "блефом".
- Возможны ли истерические реакции у нормального человека, который, в общем-то, не добивается себе льгот с помощью демонстрации своих чувств?
- Да, возможны. Я уже говорил, что могут быть истерические реакции, например, на стресс. Они делятся на два типа. В их основе лежат первобытные инстинкты, доставшиеся нам от предков. Первый тип можно назвать "реакцией мнимой смерти". Человек впадает в оцепенение, в прострацию, у него наступает истерический ступор. Это реакция внезапного выключения всякой активности. Образно говоря, смерть как способ выживания. Ведь чужая жизнь всегда привлекательна. Жизнь поглощает жизнь. И чтобы тебя не поглотила другая жизнь, надо перестать показывать признаки жизни. Нас могут съесть в прямом и переносном смысле. А поскольку съесть в обществе нас могут все же чаще в переносном смысле, то и реакция метафорическая: человек как бы замирает или умирает частично. Например, обморок. Или какой-то участок кожи теряет чувствительность. Может выключиться какая-то функция: слух, зрение. Считается, что "мнимая смерть" - это защита организма на какие-то события, когда мощности сознания, чтобы с ними справиться, не хватает. Тогда на помощь сознанию приходит древний инстинкт притворства, который когда-то спасал нашим предкам жизнь. Другая реакция, наоборот, связана с возбуждением. Ее называют "двигательной бурей". Человек начинает совершать какие-то хаотические движения. Например, бежит не разбирая дороги. Как наши предки убегали когда-то от опасности.
- Может быть, это нормальные реакции? Если они когда-то помогали выжить нашим предкам, то помогут и нам?
- Нет. Эти реакции нам помочь не могут, а погубить вполне способны. Ведь они включаются автоматически, когда сознание ослабевает, когда его мощности не хватает. Ожидается-то совсем другая реакция. Ожидается, что человек для решения проблемы задействует ум, а не древние инстинкты. Вспомните трагедию, произошедшую в Минске несколько лет назад во время грозы. Люди побежали, испугавшись грозы. Это реакция двигательной бури, а в результате множество людей погибло. А если бы прежде подумали, то трагедии могло бы и не быть.
- Я однажды заблудилась в лесу и когда поняла, что не знаю, куда идти, просто побежала не разбирая дороги. А когда заставила себя остановиться и подумать, то через сорок минут вышла к тому месту, откуда заходила в лес. У меня была эта самая реакция двигательной бури?
- Да. Это типичный случай. И заметьте, что выход из ситуации был найден, когда вы задействовали сознание. А вот древний инстинкт "двигательной бури" не только не помог, но усугубил ситуацию. Поэтому психиатры много говорят о воспитании воли. У детей эти автоматизмы воли, то есть древние инстинкты, включаются спонтанно. И от родителей часто зависит, подкрепит ли он это, зафиксирует или, наоборот, укрепит сознание ребенка.
- Когда ребенок в магазине требует купить себе что-то, а родители отказывают, как реагировать на вполне истерическую реакцию с рыданиями и стучанием ногами?
- Окончательных рецептов нет. Купить, чтобы он замолчал? Ребенок таким образом добьется своего. И может этот способ использовать вновь и вновь. Наказать? Тоже палка о двух концах. Наказанием можно также зафиксировать эту реакцию. Наверное, лучше всего уйти. Тогда включится более сильный страх - потеря родителей, и ребенок вынужден будет реорганизовать свое поведение. Ведь истерика - это способ привлечь внимание. Поэтому избирательное невнимание - это самый сильный способ, самое сильное оружие у родителей. Вообще, надо посоветовать тем родителям, у которых такие проблемы с детьми возникают, обратиться к специалистам: психотерапевту или психологу. Они помогут разобраться, почему это происходит и как это исправить.
- Кто более подвержен истерии?
- С одной стороны, люди эмоциональные, склонные к преувеличению, аффектации. С другой - скромные, стеснительные, я бы даже сказал, мнительные. Эти черты характера заложены изначально. А вот разовьются ли они в истерию - зависит от многих условий, в том числе и востребованности общества. Если общество ожидает от человека разумного, рационального, взвешенного, осмотрительного поведения, тогда вся эта аффектация будет признаваться болезненной, ненормальной и самим человеком, и окружающими. Общество будет "вытравливать" истерию. Но, к сожалению, сегодняшнее общество не ожидает рационального поведения. Оно, наоборот, дает истерикам возможность продавать свою истерию как товар. И, надо сказать, продавать довольно успешно. Зачем же человеку искоренять в себе истерические черты характера? Он их, наоборот, будет культивировать.
- А от истерии можно избавиться?
- Да. Она очень хорошо поддается психоанализу. Истерические реакции переводятся на речевой, вербальный уровень. А это уже не опасно. Ни истерику, ни обществу.
Марина ЕСИКОВА, специально для "Новой Сибири"