вторник, 3 марта 2015 г.

Резюме



1. Определение
Дианализ – отечественное  направление в психотерапии и психологическом консультировании, основанное на синтетической философии личности и феноменологии смысла А.Ф. Лосева. Дианализ – логическое продолжение первой российской методологии психотерапии – «арететерапии» А.И. Яроцкого, в основе которой был заложен метод вдохновения человека идеей его личного возрождения ради великой цели. 

В дианализе эта идея названа «терапевтической идеей».  Она «выводится» из проблемного поля самого клиента методами «пентадной диалектики» и реализуется в новое справляющееся поведение с помощью десяти принципов оказания психологической помощи, экстрагированных  из обобщенного опыта мировой психотерапии, доступного практикующему врачу-психотерапевту или клиническому психологу.  
Дианализ является развёрнутой методологией здравомыслия в области психотерапии и психологического консультирования, которая устраняет излишнюю концептуализацию психических процессов в ходе оказания психотерапевтической помощи нуждающемуся человеку в духе феноменологии Э.Гуссерля.

2. Сущность метода

Дианализ, как метод реорганизации содержания мышления и психической деятельности в целом, нацелен на увеличение логической связанности опыта. Формула дианализа – примирение неизбежных противоречий в жизни личности. Несинтезированные противоречия «разрывают» сознание, обусловливают различные виды и степени «диссоциации сознания». Процедура дианалитического синтеза способна объединить те элементы опыта, которые могут быть интегрированы, и с помощью «терапевтической идеи» закрепить новый опыт в реальной деятельности. Это сближает дианализ с методами интегративной психотерапии  (Richard G. Erskine и др.).  В дианализе используется формальная логика, как и в рациональной психотерапии Дюбуа, для анализа и реорганизации внешних конфликтов («субъект-субъект»), в которые включен клиент, пентадная диалектическая логика для  реорганизации внутренних противоречий, схожая с «логоанализом В.Франкла», а также персонализм как безусловная поддержка и «беспредикатное» принятие личности, что сближает дианализ с «клиент-центрированной психотерапией К.Роджерса.

3. Теоретические основы

Дианализ объединяет 

1) учение о личности (онтологический  персонализм А.Ф.Лосева и христианский персонализм Н.Бердяева), 
2) учение о символе (символология, диалектика) и психология символических функций психики («единая теория психических процессов» Л.М.Веккера), 
3) учение о человеческой реальности («теория деятельности», социально-психологические концепции поведения человека, единая теория конфликта В.А.Светлова, теория взаимопомощи П.А.Кропоткина , концепция «выученной беспомощности» Салигмана). 

Теоретические положения дианализа близки к феноменологии и основаны на «абсолютной диалектике и абсолютной мифологии» А.Ф.Лосева. 
Приоритет отдаётся логике жизни (логика развития ситуации), а не концептуальной психологии. 
Психотерапия понимается как «умное занятие», как способность терапевта мыслить самостоятельно, критически, творчески и получать необходимые для помощи клиенту знания «выводным» путём, а не выбором соответствующих знаний из запасов «специальных познаний» (догм). 
Любая психотехника возможна, если она соответствует постулатам и теории помощи дианализа. 

Метод пентадного определения сущности (расширенная диалектическая триада) применяется к самому терапевтическому процессу. Выделенные эмпирическим путём десять принципов, отражающие полимодальный подход к терапии и консультированию, а также дают правила описания десяти классов событий, ситуаций и феноменов, которые используются для классификации получаемого от клиента материала. Как и в другим методах психотерапии, материал получается в форме рассказа клиента о своей жизненной ситуации, описания внутренних переживаний, эмоциональных реакций, сопровождающих этот рассказ, невербальной коммуникации, продуктах творчества (рисунки, тексты и др.) Симптом понимается как символ, в котором выражается, хоть и не в полном масштабе, личность самого клиента. Через «смысловое разложение» симптома консультант и его клиент достигают новое понимание смысла личной жизни в обсуждаемом аспекте. Это – «терапевтическая идея», которая в дальнейшем воплощается в  план отвественного поведения и реальные поступки, меняющие неблагоприятную жизненную ситуацию.

4. Применения (показания к применению)

Метод «дианализ» показан для индивидуальной, семейной и групповой работы с людьми, которые готовы обсуждать свои жизненные проблемы и решать сформулированные на основе понимая этих проблем задачи. В клиническом плане это могут быть лица с адиктивными, невротическими  или характерологическими проблемами. Показания могут быть либо расширены, либо сужены в зависимости от реального опыта применяющего дианализ специалиста. Если это – врач-психиатр, хорошо знающий особенности протекания психических болезней, то он может применять дианализ для терапии, профилактики и реабилитации психических заболеваний. Если это – психолог, специализирующийся, например, в области семейной или подростково-юношеской патологии, то дианализ может быть применён с успехом и в этой области. То же самое относится и к специалистам в области управленческого консультирования, коучинга и др. На основе дианализа возможно создание различных систем самопомощи, например, «терапевтических медитаций».

5. Практические результаты.

Использование дианализа лично автором и его учениками показало его высокую эффективность как метода разрешения конкретных, актуальных жизненных проблем, а также поддержки личности, стимуляции здоровых тенденций, усиления сопротивления личности соблазнам, саморазрушительным импульсам, фиксации на патологии. Дианализ открывает пути к выздоровлению, росту личностного самоопределения, лучшим вариантам адаптации, реорганизации
.
Профессор В.Ю.Завьялов