четверг, 23 октября 2014 г.

Владимир Завьялов о трудных вопросах жизни

Владимир Завьялов о трудных вопросах жизни

Жизнь полна противоречий. Вот очередной пример. На днях главный психотерапевт Новосибирской области Владимир ЗАВЬЯЛОВ вернулся с международного съезда с наградой. Всероссийская Лига психотерапевтов признала его профессионалом года — за создание авторской школы, вручив соответствующий диплом. Параллельно в родном Новосибирске события развивались менее радостно. Кафедра психотерапии и психологического консультирования, которую создал и до последнего времени возглавлял Завьялов, в результате реорганизации, затеянной в медицинском университете, была закрыта…
— Вы знаете, сколько в России дипломированных психологов? — огорошивает вопросом гость нашего пресс-завтрака. — 1 миллион человек! Это говорит о том, что подготовлена армия людей, которые будут отвлекать народ от социальных проблем в сторону проблем характера. У нас непомерно развит психоанализ. Он стал обязательным образованием для всех психологов. А уже доказано, что психоанализ — это вообще способ отвлечь внимание от внешних конфликтов. Эта теория полностью отрицает психическое здоровье.
Я создаю систему «дианализа». Она основана на русской философии, которая утверждает в человеке личностное начало и дух. Я беру за основу старые хорошие идеи. Например, еще Спиноза утверждал, что в душе нет конфликта и нечего подозревать, что внутри человека орудует демон. Я считаю, что все проблемы изначально являются социальными. Человек — носитель проблем, но не источник.
Не по Дарвину
— Владимир Юрьевич, в чем состоит ваша теория?
— Во главу угла поставлена не теория личности, не теория патологии, а теория помощи. Я заявляю, что основатель этой теории помощи — граф Кропоткин. Согласно ей, люди стали людьми не потому, что они конкурировали и боролись за выживание, как по Дарвину, а потому что они помогали друг другу. Он доказал, что основной фактор эволюции всего живого — это взаимопомощь. Он описывал взаимопомощь, начиная с муравьев.
— А наш читатель скажет: о какой взаимопомощи может идти речь в случае с моими соседями? Один пьет, другой громко музыку включает. Как в таком окружении найти взаимопонимание?
— Расскажу свой пример. У меня молодая соседка музыку очень любила. Я пытался разговаривать с ней, убеждать. А потом взял и на Новый год подарил хорошие наушники. Она была впечатлена невероятно — все прекратилось. Это и есть взаимопомощь.
— А крепко пьющим что подарить?
— Им нужен разговор очень серьезный, который затронет за живое.
— Вы ведь и проблему развития алкоголизма исследовали?
— Да. Впрочем, я исследую не по диагнозам. Все это — трудные вопросы жизни. Алкоголизм я отношу к рыночным формам патологии, это иррациональная форма потребления, как и многие другие. Алкоголика втянули в рынок, но сказали, что он сам виноват, так же, как наркоману.
В Казахстане, кстати, провели очень интересное исследование: может ли получиться так, что все жители Казахстана станут наркоманами? Есть ли какие-то ограничения, которые смогут противостоять этому мощному наркотрафику? Оказалось, что есть. Дело не том, что государство заботится или нет, а в том, что у людей существует внутреннее сопротивление. Во-первых, сознательно никто не хочет быть больным. Во-вторых, задача развития — это всегда задача роста, умения и т. д. У большинства людей это все-таки перевешивает. Несмотря на давление, на соблазн, внутренний ограничитель срабатывает.
Чем сильнее у человека тяга к алкоголю, тем большее сопротивление этой тяге. Каждый алкоголик втайне ненавидит выпивку и старается избавиться от зависимости, но не знает, как это сделать. У каждого человека в большей или меньшей степени есть желание измениться. Есть способы, как быстро усилить это желание — ничего не навязывая, методами усиления собственной активности помочь человеку утвердиться в этом желании, преодолеть эту двойственность. К сожалению, наркологи никогда не берут во внимание эти логические парадоксы.
Что такое «жена»?
— В последнее время вы много занимаетесь брачной терапией. Как бы вы определили понятие хорошего брака?
— Хороший брак — это дружба, равноправие. Некоторым людям вообще непонятно слово «равноправие». Они применяют к браку традиции семейной власти, и брак становится порочным, несправедливым, неправильным.
Вообще, опыт моей работы показывает, что брак — это не отмирающий какой-то феномен, наоборот, он только-только проявляет свои стороны как форма персональных взаимоотношений. Мы до полноценного брака еще и не доросли. Я посмотрел литературу: действительно, секс и семья были всегда отдельно. Самые лучшие сексуальные воплощения были религиозными, например, в праздниках. А семья была необходимой формой существования и продолжения рода. Потом это стало с трудом соединяться, с помощью процедуры заключения равного брака. Люди только учатся договариваться, что брак — это максимально персонализированная форма общения. Хороший брак — это полное раскрытие личности друг друга.
— С какими семейными проблемами к вам обращаются?
— Ко мне приходят семейные пары, потому что не могут ни на что решиться. Либо им разводиться, либо… Частая проблема супругов — это проблема коммуникации и понимания. И это не психологическая проблема, а лингвистическая или культурная. Поэтому я пытаюсь помочь ту сеть понятий, которая необходима для понимания, четко определить. До смешного доходит. Например, у меня была пара: оба — с двумя высшими образованиями, у каждого — свой бизнес. На пути их брака встала любовница. Какая помощь была? Я стал тщательно расспрашивать, как они определяют, что такое «муж» и что такое «жена». Оказалось, у них нет четких определений. Например, жена и любовница — это разные понятия? Оказалось, очень разные. Например, я помню, мы определили, что любовница не должна иметь столько же благ, сколько имеет жена. И это на них такое впечатление произвело, что брак сохранился. Я просто помог определить их структуру взаимоотношений и как им надо поддерживать эти взаимоотношения. Никакой психологии тут нет.
— А с кем вам проще работать? Ведь не все, кто обращается за помощью, имеют по два высших образования.
— Важно, чтобы человек хотел что-то изменить. У меня и пенсионерки бывают с тремя классами образования.
Хотя большая часть населения боится вторжения в психику. Я уверяю своих коллег, как бы необычно это для них ни звучало, что психотерапевт не влияет непосредственно на психику. Нет у него таких способов. Мы просто общаемся с людьми — через знак и через символ.
 В тупике
— Как быть в ситуации горя, потери близкого человека?
— Стараться найти некий культурный аналог. Иные психологи объясняют: мол, это объектная привязанность и т. д., нет выхода, надо вечно лечить. А как соединить несоединимое: человек нуждается в том, кто умер, и в то же время понимает, что его не вернуть? Бытие — небытие. Основной философский вопрос. В диалектике решается как в третьем — в становлении. А в культуре решается — это память об ушедшем. То есть не психологические какие-то трюки — мысленно с живым, дух, а ритуал поминовения и воспоминания.
Вообще, основа культуры — это память о предках. Все праздники — это память об ушедших временах, все памятники — культурная матрица правильного поведения. Человеку можно помочь пережить горе, подключив его как-то к культурным смыслам, а не погружая его в тьму эмоциональных переживаний. Переживания утраты близкого человека, утраты привычных способов существования, утраты ресурсов и так далее — скорее не какая-то большая психиатрическая или психологическая проблема. Это культурная проблема. То есть человек вышиблен из культуры, у него нет культурных ресурсов, поэтому он думает, что проблема в нем. А психологи еще и поддакивают: «Да, в тебе, в тебе».
— Нынешний экономический кризис ударил по конкретным людям. Что им можно посоветовать?
— Такая тяжелая ситуация приводит к тому, что большая часть населения входит в состояние социально-психологической депрессии. Это не клиническая депрессия, не болезнь, а состояние неодухотворенности, когда нет идей. Но человек потенциально может преодолеть очень много трудностей.
В нашей истории был такой терапевт А. И. Яроцкий, работал тюремным врачом. Он увидел, что есть люди, которые пропадают в тюрьме (поступают вполне здоровыми, но через полгода начинают болеть туберкулезом, умирают), а есть такие, которые сидят в тех же условиях годами, болеют, но живут. Яроцкий заинтересовался, в чем разница. И понял, что разница — в идеях. Он придумал термин, который мне очень нравится, я его использую — арететерапия, терапия доблестью. Пока у человека есть смысл быть личностью (а я использую не теорию личности западную, а христианский персонализм), он сохраняет свое лицо, честь. Если это есть, ты борешься до конца.
СПРАВКА «МС»
Владимир Завьялов закончил Новосибирский медицинский институт в 1973 году. Сегодня он обладает массой регалий: доктор медицинских наук, профессор психиатрии, психотерапевт Европейского реестра, главный психотерапевт Новосибирской области, основатель дианализа — нового оригинального направления в психотерапии и консультировании.
Активно занимается спортом. Обладает 1 даном в айкидо, 3 даном в джо-до (фехтование палкой). Делает учебно-художественные фильмы. В музыке предпочитает джаз и кантри.
ЧТО ТАКОЕ ДИАНАЛИЗ?
Дианализ представляет собой универсальный метод помощи людям, имеющим самые разнообразные проблемы – неврозы, зависимости, эмоциональные и личностные расстройства, психосоматические болезни, межличностные трудности, кризис, стресс, мировоззренческий тупик, потеря управления делами, дезорганизация жизни в целом.
В этом методе главным является распознавание и разрешение противоречий, преодоление заблуждений, интеграция личности человека, которую иногда раздирает так называемая «двойственная природа» человека – природное и социальное, естественное и искусственное. Теоретический корпус дианализа построен на старинной, проверенной столетиями, системе выводного знания, диалектике символов и продолжает традицию, начатую Сократом, подхваченную Г.Сковородой, окончательно оформленную «последним русским философом» А.Ф.Лосевым.
Практические эффекты дианализа связаны с тонкой настройкой на человека-клиента, на выработанных у консультанта навыках творческого мышления, непредвзятости мысли, активном воображении, дисциплины ума, умении анализировать сложные хитросплетения человеческой судьбы. Знания, необходимые для разрешения противоречий и улучшения жизни, получаются из опыта самого клиента во время консультирования. При этом не происходит инвазии в психику человека. Дианализ помогает клиенту в самые быстрые сроки осознать себя и свои ресурсы, составить практичную схему реорганизации своего поведения в сложной ситуации и осуществить выход из проблемы.
Дианализ - оригинальная система психологической помощи, основанная на точной организации мышления и высоком самосознании личности консультанта-психотерапевта. В дианализе больше методологии, чем технологии. По этой причине дианалитик в процессе оказания помощи-услуги пользуется не готовыми знаниями, а добывает их вместе со своим клиентом. Клиент становится экспертом собственной жизни, а не “подопытным кроликом”. В дианализе нет традиционного “лечения”, “воспитания” или “коррекции” личности человека. Есть действенная и точная, адресная помощь по преодолению различных психологических затруднений – “трудных вопросов жизни”. Консультант – организатор мыслительной работы над пониманием проблемы.
Автор метода - Владимир Юрьевич Завьялов (г. Новосибирск), доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования Новосибирского государственного медицинского университета, психотерапевт европейского регистра (ЕСРдр 007).
Сферы применения дианализа: неврозы, зависимости, эмоциональные и личностные расстройства, психосоматические болезни, межличностные трудности, кризис, стресс, мировоззренческий тупик, потеря управления делами, дезорганизация жизни в целом.
Отличительные особенности дианализа как метода консультирования
• Теория помощи вместо теории личности: «Получателю» помощи нет дела до того, какие концепции разделяет помощник, в какой вариант взаимодействия структур и подструктур личности он верит. Главное, чтобы помощь была действенной, эффективной. А чтобы она была действительно такой, помогающему необходимо иметь надежную основу – теорию. В основе предлагаемой в дианализе теории помощи лежит организация ресурсов, прежде всего, консультанта (психотерапевта, коуча).
• Приоритет методологии, а не технологий, преобладание логического анализа над психологическим: Вместо решения задачи ориентации в бесчисленном множестве психологических концепций дианалитик решает задачу анализа противоречий, которые составляют логическую основу любой проблемы.
• Четкое и логичное представление дианализа как системы психологической помощи: Дианалитик – это методолог, организатор мыслительной работы клиента над проблемой. Его задача – помочь клиенту реорганизовать имеющиеся у него знания в соответствии со стоящими перед ним задачами.
• Сродность славянскому менталитету: в основе метода – абсолютная диалектика русского философа А.Ф. Лосева, философские идеи нашего великого соотечественника Г.С. Сковороды, НА. Бердяева и М.М. Бахтина. Пентада абсолютной диалектики А.Ф. Лосева – основной логический инструмент дианализа.
Применение этого инструмента к разрешению трудностей любого проблемного поля гарантирует понимание сути проблемной ситуации, видение логики ее развития и возможностей выбора вариантов этого развития, различение только мыслимых изменений от происходящих на самом деле, возможность быть «хозяином ситуации».
Основная формула дианализа – примирение неизбежных противоречий в жизни личности
Суть дианалитического консультирования – нахождение идеи, примиряющей противоречия.
Дианализ как методология включает в себя:
  • Постулаты: Персонализм, Символизм, Реализм
  • Базовые концепции
  • Декалог – 10 принципов помощи
  • Пентада – универсальный инструмент размышления над проблемой по правилам абсолютной диалектики Лосева
  • Формы консультирования: интервью, дискуссия, диасинтез, реорганизация, амплификации.
Роли консультанта и клиента в Дианализе:
  • Дианалитик в процессе оказания помощи пользуется не готовыми знаниями, а добывает их вместе со своим клиентом (выводное знание);
  • Дианалитик – организатор мыслительной работы над пониманием проблемы;
  • Клиент дианалитика – эксперт в собственной жизни.
Преимущества дианалитического консультирования
  • Скоростное мышление: возможность быстро и по сути (сущностно) размыслить любую проблему.
  • Экологичность: помощь оказывается в процессе познания трудной ситуации вдвоем с клиентом без навязывания готовых рецептов, чуждых клиенту технологий, собственных заготовок и т.д.
  • Защита от выгорания: синергия вместо борьбы, усиление и клиента, и консультанта, удовлетворенность процессом и результатами.
  • Организованное мышление: организация мышления неизбежно приводит к улучшению организации жизни.
  • Естественная диверсификация: базовые формы консультирования в дианализе   являются   естественными   формами   человеческого   общения, вследствие чего происходит развитие коммуникативных навыков, расширение и укрепление социальных связей.
Постулаты отражают основные мировоззренческие позиции дианалитика. Они таковы:
  1. 1) Проблема - это попытка разрешения неизбежных противоречий в жизни человека; проблему можно только понять, но не разрешить – решается задача, условия которой определяются при идентификации проблемы.
  2. 2) Личность - носитель проблемы (но не источник ее!). Сама личность не «продуцирует» проблем.
  3. 3) Реальность - источник проблем. Только в самой реальности существует противоборство различных интересов, сил, тенденций и т.д. Человек – тоже часть этой реальности, он входит во множество противоборствующих групп, его интересы часто противоречат интересам других. Поэтому он и становится носителем проблем.
  4. 4) Символ - выразитель проблемы. Проблема может быть представлена в личности только в каком-то символическом виде – словесном, телесно-выразительном, опосредованном и т.п.
Основной психотехнический прием в дианализе – синтез. Речь идет о синтезе противоположностей, выявление которых помогает идентифицировать сущность жизненных трудностей клиента. Размысливание проблемы и решение задачи происходит за счет нахождения временного, локального синтеза противоположностей, которые составляют противоречие, являющееся логической основой проблемы.
Декалог (10 принципов помощи) служит объяснению целей, регуляции процесса и проверке результатов психологической помощи. В мировом опыте психотерапии содержится огромный «багаж» удачных подходов, тактик, решений. Было бы неразумно отказываться от этого опыта. Однако этот большой багаж для его максимально полного и адекватного использования нуждается в упорядочивании и организации.
Система принципов дианализа является полезным вариантом такого упорядочивания:
  1. 1) Диада - создание терапевтических отношений между терапевтом и клиентом.
  2. 2) Диагнозис - познание жизненной ситуации клиента вдвоем, объединенным сознанием, создание терапевтической идеи.
  3. 3) Диалог - терапевтическое средство персонализации терапевтической идеи.
  4. 4) Дилемма - терапевтическая процедура создания ситуации выбора, где личность клиента проходит своеобразное «крещение», взрослеет.
  5. 5) Динамика - терапевтическая динамика, реализация идеи, плана выздоровления.
  6. 6) Диалектика - терапевтическая логика, скрепление текучего бытия в целостную смысловую картину необходимых преобразований.
  7. 7) Диверсификация - терапевтический перенос положительного опыта, полученного в процессе консультирования, в другие сферы личностного бытия клиента.
  8. 8) Дивергенция - терапевтическое расширение связей с другими людьми.
  9. 9) Диететика - терапевтическое потребление, здоровое потребительское поведение, рациональное потребление всего, что потребляет человек как личность.
  10. 10) Диатриба - терапевтическое оправдание и защита здорового образа жизни.
Психологическое консультирование, психотерапия, коучинг – это синтетическое увязывание существующих традиций помощи человека человеку. Автор дианализа В.Ю.
Завьялов выделяет 5 таких традиций: сократический диалог, арете – терапия, реализм межличностного общения, принципиальная несерьезность, здравомыслие.
1. Сократический диалог. Одно из пониманий диалектики – это искусство ведения беседы, «умный разговор человека с человеком», а также практика самопознания через строгую систему понятий и размышлений. Сократический диалог – это методологическая основа второй формы помощи в дианализе -дискуссии. Специалист по психологической помощи, который не умеет мыслить нелинейно, парадоксально, вряд ли сможет качественно помогать клиенту преодолевать «тупиковые», «безвыходные» ситуации (именно так воспринимают клиенты жизненные трудности, по поводу которых обращаются за психологической помощью). В традиции сократическое диалога главный результат – не готовые истины, теории, концепции, а выводное знание. Знания «выводятся» из самого клиента, а не предлагаются в качестве готовых руководств к действию.
2. Арете-терапия. Традиция ведет историю своего существования со времен древнегреческих философов и софистов. В центре внимания стоит доблесть, собранность духа (как в боевых искусствах). Результат арете-терапии – усиление духа, этического и личностного начала в человеке. А.И. Яроцкий (русский психотерапевт начала прошлого века) именно идеализм (смысл, а не слово) считал лечебным фактором. Главной целью работы дианалитика признается усиление личности.
3. Реализм. Это традиция точного различения вещи и имени вещи, факта и смысла. Консультант (психотерапевт, коуч) не должен становиться соучастником искривлений восприятия мира клиентом. Необходимо помогать человеку сосредотачиваться на реальных объектах, не поддерживать «паратаксисы» (Стак Салливен) – направленность на нереальные объекты, например, обращение к умершему человеку. Реализм – один из постулатов помощи в дианализе.
4. Принципиальная несерьезность. Речь идет о традиции восприятия всего, что происходит, как свободной игры культурного смысла и сил природы. Игра и смеховая культура являются проявлениями свободы, и, таким образом, служат решению главной задачи психологической помощи – усилению личности. Ведь сущность личности – это абсолютная свобода. Поэтому «несерьезный» формат помощи как условие проявления свободы является существенным признаком высокого ее уровня.
5. Здравомыслие. По Г.С. Сковороде, здравомыслие – это своеобразный посредник между верой и знаниями или их синтез. Психологическая помощь не может базироваться только на вере или только на знании. Именно соответствие или несоответствие здравому смыслу является для человека критерием верного или неверного решения (а не соответствие даже проверенным теориям или собственной вере, не подкрепленной знанием). Одно из авторских определений дианализа – методология здравомыслия. В выделенных А.Ф. Лосевым способах философствования здравомыслие – первый, своеобразная первооснова мышления: только на этой основе возникают научное, мистическое, диалектическое и мифологическое мышление.