среда, 22 октября 2014 г.

Декалог: десять принципов дианализа



1. Принцип Диады
Диада обозначает «терапевтические отношения», необходимые для осуществления психотерапии, помощи человеку человеком. Нет нужды повторять банальные, «прописные истины» о том, что в психотерапии лечение осуществляется личностью («средствами души», т.е. смыслом), а не словом. Все человеческое в человеке может проявляться только для Другого. Это целостное проявление Себя-для-Другого и есть личность. Если нет Другого, нет противопоставления своему «Я», то нет и личности!
2. Принцип Диагнозиса
Вместо традиционного «диагноза» в дианализе используется «диагнозис». Разница следующая: диагноз — это познание врачем некого объективного процесса, именуемого болезнью; а диагнозис — это совместное познание лучшего способа выхода из затруднения. В психотерапии объектом познания становится сам познающий субъект. Его познать «со стороны» невозможно, поэтому никакая объективная информация о клиенте не может быть положена в основу терапевтической идеи, то есть такой идеи, которая включала бы полное определение проблемы и возможных задач, которые можно решить, «примиряя противоречия», лежащие в основе проблемы. Терапевтическая идея должна принадлежать самому клиенту, познающему субъекту. Аналитик выполняет функцию «ведущего ассистента»: он ведет клиента, но в то же время только ассистирует, является живым катализатором мыслительной активности клиента, провоцирует его на новые решения, но не вкладывает ему готовых решений его жизненных задач.
3. Принцип диалога
Психотерапия — это лечение словом. Дианализ как интегративная психотерапия есть тоже лечение словом, без применения химических или физических средств воздействия на психику. Слово понимается как «место встречи Познающего с Познаваемым», следовательно, слово есть терапевтическое средство. Но слово есть и в философии, культуре, социальной практике. Использование слова в этих сферах тоже может вести к исцелению, например, божье слово. Может исцелять, может «профилактировать», может формировать здоровую и гармонично развитую личность, которая никогда и нигде не болеет. Дианализ не претендует на монополию «исцеления словом». Дианализ только ставит на определенное место слово в системе помощи — в психотерапии и психопрофилактике, при психологическом консультировании, и т. д. Слово есть средство человеческого общения, диалога. Только в диалоге слово становится живым и действенным, поэтому терапевтическим средством в дианализе является не само по себе слово, а диалог, обмен словами!
4. Принцип дилеммы
Основа человеческого в человеке — нравственная свобода. А свобода проявляется в выборе. Человек, делающий выбор, проявляет тем самым свою человеческую сущность и утверждает выбором собственную личность. В дианализе принцип дилеммы назван «дилеммой» из-за того, что любой выбор, в конечном счете, редуцируется к двум альтернативам — выбранный объект (1) и все остальные, отвергнутые объекты (2), хотя до окончательного выбора могут быть не две, а множество альтернатив. В этой трактовке свободы выбора видна простота и цельность дианализа: преодоление дуализма не в одной какой-то области, например, в мысли (анатомическое мышление, дуализм философский), а во всех сферах, в том числе и в сфере воли, волеизъявления, действия, поведения. Выбор — это то, к чему движется всякая психотерапия, которая есть «гуманитарная деятельность», потому что защищает свободу человека, а не устраняет свободный выбор, как это делается в манипулятивных организациях типа тоталитарных сект.
В дианализе принцип дилеммы выбора есть «терапевтическая процедура», то есть основной процесс, приводящий к изменениям. Пока человек не примет решения что-то изменить в себе, своем поведении, жизни, пока не решится сделать трудный выбор, до тех пор ничего не изменится, ничего «не пройдет», все будет по-прежнему, за исключением того, что у человека появятся новые аргументы, почему нельзя что-то менять, оправдания несчастья.
5. Принцип Динамики
Этот принцип называется еще «терапевтической динамикой». Терапия не может заканчиваться осознанием проблемы и принятием решения поступать более выгодным, наилучшим способом, надо еще и совершить некий поступок, то есть «поступить», повести себя определенным способом. Поведение человека есть реализация действующего плана, реализация терапевтической идеи, образа действия или схемы поведения. Превращение идеи в действие принято называть «идео-динамикой». В основе идеодинамики лежит акция, а не реакция.
6. Принцип диалектики
Диалектика есть логическое крепление текучего бытия. Без мысли, без понятий, которыми обладает мысль («все течет, все изменяется»), нет ничего осмысленного, нет и Разумной Жизни вообще.
7. Принцип диверсификации
Личностное богатство человека — это вложенные в достойные дела энергия (dinames) и жизненное время человека: скажи, на что ты тратишь время, и я скажу тебе, кто ты. Разумное размещение этого капитала в выгодные сферы жизни гарантирует личностное здоровье и непрерывное развитие человека.
Термин «диверсификация» взят из экономики, которая в настоящее время все больше приближается к психологии, даже в каком-то смысле «есть часть психологии». Диверсификация в узком смысле есть перемещение капитала в те отрасли экономики, где намечается большая доходность, где есть развитие. В свободной экономике капитал через развитую систему инвестирования (рынки ценных бумаг и пр.) способен быстро и легко перемещаться в «точки роста».
В дианализе диверсификация обозначает «терапевтический перенос» нового навыка, например, навыка быстро и эффективно исследовать противоречия и из проблемы формулировать решаемые задачи, в те сферы своей жизни, где у человека намечается рост. В другом значении (буквальном) диверсификация обозначает изменение «версии» личной истории, изменение («редактировании») психобиографии, то есть памяти о своем развитии.
8. Принцип дивергенции: терапевтическое расширение участия в жизни
Человек без связей с другими людьми обречен на одичание и умирание социальное, духовное и даже физическое. Чтобы жить по-людски, быть личностью, развиваться и размножаться, человек создает социальную среду и заботится о ней с любовью. Как показали работы Якоба Морено, нормальный человек умирает не раньше смерти своего «социального атома», то есть тех связей, которые он создал за время своей жизни с другими людьми. Если «социальный атом» умирает раньше человека, это означает, что он «умер в нищете, одиночестве и забвении». Тибетские монахи именно так уходят из жизни по мировоззренческим причинам — чтобы не повторялась реинкарнация, чтобы душа закончила все дела и больше на землю не возвращалась. Это в Тибете, там условия жизни очень суровые, ресурсов мало, «лишние» люди уходили из жизни, экономя ресурсы для других, и еще при этом совершали духовный подвиг. В европейской культуре человек уходит, оставив много дел, которые продолжают другие люди, поэтому важно уйти до распада «социального атома», жить в нем до последней минуты и умереть в окружении благодарных, любящих, искренне плачущих потомков разного возраста!
Любая болезнь, особенно неврозы, зависимость от химического вещества или от деятельности, сужает круг людей, искажают «социальный атом» человека. Болезнь вовлекает человека в свою орбиту, поэтому задачей хорошей терапии является вовлечение человека в строительство хорошей социальной среды, улучшение социальных связей. Все проблемы человека, как доказал Салливен, — проблемы межличностные. Убери их — и не будет никаких проблем у человека, только задача — выжить. По этой причине так популярна книга-утопия Даниэля Деффо «Робинзон Крузо» — жизнь без межличностных конфликтов — не с кем ссориться. Как писал об этом писатель и критик В. Шкловский: «…более чем четверть века радостного предчувствия того, чего не будет». Если тереться не об кого, то нет никаких шереховатостей, раздирающих противоречий. Но это утопия. Человек без другого человека не бывает счастливым, он бывает одичавшим.
9. Принцип диететики: терапевтическое потребление
Потребление есть выбор элементов («стихий») мира, объединение их и использование для поддержания и оформления жизни. Жизнь — это присоединение (поглощение) другой жизни.
Если в принципе дивергенции важно сначала отдать, потом взять, то в этом принципе, наоборот, — сначала взять, потом отдать. Избитый лозунг: «Мы то, что потребляем», необходимо дополнить таким уточнением: «Мы то, что потребляем, и то, как организуем потребленное». Диететика, скорее, означает процесс «переваривания», усвоения выбранных элементов мира, начиная с самого выбора того или иного элемента, а значит — с познания его. Потребление понимается здесь максимально широко, то есть в самом широком диапазоне. Поведение человека с этой точки зрения — это «потребительское поведение». Чтобы жить, надо потреблять мир в форме его «представителей». Чтобы быть здоровым, развиваться и жить долго, надо потреблять «сродную пищу», как говорил Г. Сковорода, то есть ту, которая соответствует потребностям, нуждам и возможностям справиться, то есть утилизировать, переработать максимально полно потребленное. Большинство болезней и проблем человека напрямую связано с неправильным питанием в самом широком смысле.
В принципе диететики важнейшей идеей является идея организации высшей формы жизни — человеческой, сопротивление энтропии, то есть уменьшению связанности структуры. Человек замыкает все «пищевые цепочки» в живом мире, он всеядный (потребляет все яды, какие только имеются в мире) в полном смысле этого слова. Человек — универсальный и самый крупный потребитель всех ресурсов: энергии, вещества, информации, символов.
10. Принцип диатрибы: оправдание терапевтических достижений
Человек здоров и благополучен, если живет в здоровом окружении. Действенная защита собственного здоровья напрямую зависит от успешной защиты окружающей среды. Под «окружающей средой» надо понимать все, что окружает человека, и прежде всего – людей. Невозможно быть счастливым и здоровым в окружении несчастных и больных.
Диатриба – расширенный вариант терминации терапии и консультирования. Чем должно заканчиваться любое лечение, консультирование, помощь? Фиксацией результатов проделанной работы, передачей всех полномочий по регуляции собственной жизнью клиенту, расставанием с клиентом.
Диатриба в старину означала беседу свободных людей о жизни, о красоте, о моральных принципах. Это – развивающие беседы, направленные на общие понятия. В них не решались никакие проблемы. В дальнейшем диатрибой стали называть «гневную отповедь», даже «желчную речь» против оппонентов в споре. Практика психотерапии показывает, что излеченный пациент нередко вновь «срывается» в свою болезнь, повторяет пройденные ошибки. Причиной оказывается нежелание окружающих людей принимать его таким, каким он стал в процессе терапии. Мало вылечиться, надо еще и удержать достигнутые результаты, пусть даже и с помощью «гневной отповеди» тем, кто не «выносит здорового образа жизни».