четверг, 23 октября 2014 г.

Григорий Савич Сковорода (1722 - 1794)

DSC01298
Начать наше краткое изложение важных для дианализа идей мыслителя хотелось бы с его понимания смысла и сути философии: «Когда дух человека весел, мысли спокойны, сердце мирно, то и все светлое, счастливое, желанное. Вот это и есть философия».
Взгляды Г.С. Сковороды сильно отличались от преобладающей в то время философской мысли. Современные Григорию Савичу философы делали акцент на исследовании проблем внешнего мира, человек же рассматривался как один из его элементов. «Небесное» сводилось к «земному», возвеличивалась земная жизнь человека. Сковорода же ставил в центр рассмотрения этико-гуманистическую проблематику; на переднем плане в его размышлениях – не мир, а человек и духовное начало в нем. В центре мира стоит человек. Природу философ подносил к Богу, человеческую плоть видел второстепенной, а главнейшим считал в человеке истинно человеческое – духовность, дух, сводя к ним сущность человеческой жизни. 
Мировоззренческий и интеллектуальный центр учения Г.С. Сковороды – это идея самопознания как духовного саморазвития благодаря наличию духовного смыслового двигателя – сердца. «Философия сердца», «кардиоцентризм» - это течение в украинской философской традиции, которая продолжает тему целостности человека, его духовного бытия. Философия сердца не противопоставляет, не разрывает, а объединяет веру и знание (разум). Они определяются как равноценные, равноправные пути познания мира, Бога и самопознания, пути, которые сходятся, взаимоусиливаясь. 
Исследователи наследия Г.С. Сковороды спорят в отношении того, персоналистическим или имперсоналистическим является его учение. Не вникая в этот спор, отметим только персоналистические идеи философа:
  • «человек является мерилом всех вещей»;
  • окружающий мир – это «проекция сущностных сил человека; мир имеет для нас человеческий смысл, и раскрыть этот смысл – все равно, что раскрыть природу человека»;
  • «Вся… разновидная плоть, вся… неизмеримая безчисленность и видимость стекается в человеке, даже до последней черты». 
Наиболее известной в учении Г.С. Сковороды является теория трех миров:
  • Макромир (Космос)
  • Микромир (Человек) 
  • Символический мир (Библия)
Макромир состоит из многих миров как «венок из веночков». Первоосновой его являются четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Макрокосм делится на старый мир (его все знают) и новый мир, который открывается только тем, кто за видимым видит невидимое.
Учение о малом мире – Микромире – является основой философской системы Сковороды. Сущность малого мира – человека – философ раскрывает, исходя из концепции двуприродности мира. В человеке, как и во всем сущем, есть видимое и невидимое, телесное и духовное, тленное и вечное, внешнее и внутреннее. Свое настоящее проявление, собственно человеческое бытие человек приобретает не с появлением телесности с ее чувственными свойствами, а только при условии постижения им невидимости, глубинных внутренних духовных истоков.
Г.С. Сковорода приходит к выводу, что весь мир состоит из двух натур: одна – видимая, другая – невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая – бог. «А у христіян знатнійшія ему имена слідующія: дух, господь, царь, отец, ум, истинна (посліднія два имена кажутся свойственнЂе протчих, потому что ум вовся есть невеществен, а истинна вЂчным своим пребываніем совсЂм противна непостоянному веществу).Что касается до видимой натуры, то ей также не одно имя, напримЂр: вещество, или матерія, земля, плоть, тЂнь и проч» (Начальная дверь ко христіанскому добронравію).
И последний - Мир Символов. Для Сковороды – это прежде всего Библия, которую он любил больше всего на свете, но предостерегал от буквального толкования ее текстов. Она тоже имеет, кроме внешнего, видимого проявления, невидимый, духовный мир. Библия, или мир символов, видится мыслителем как самостоятельная реальность. Именно она помогает человеку познать Бога в себе – постигнуть невидимую человеческую натуру. Благодаря третьему, символическому, миру, невидимый мир становится видимым, достижимым для человеческого восприятия.
Символы для Г.С. Сковороды – это «ипостась истины», то, что помогает познать неземное, открывает новое видение вещей. Символы не имеют твердого, устоявшегося значения, а представляют множественность значений, пределы которых то пограничны, то перекрещиваются, а иногда – просто противоречивы.
Идея о связи Макромира и Микромира посредством Символа имеет большое методологическое значение для теории и практики дианализа: чтобы помочь человеку, дианалитик распознает символы личности, и только таким образом он может приближаться к пониманию сути проблемы. Он не пользуется заготовками, психологическими концепциями в процессе оказания помощи, все, что нужно для связи с «микрокосмом» клиента, - это внимательно вглядываться в символы личности.
Следующая составляющая учения Г.С. Сковороды, которая не менее важна для дианализа, - это антитетика. Это метод сведения противоречивых утверждений, ни одному из которых невозможно отдать преимущество. Вся философская система Г.С. Сковороды пронизана антитезами видимого и невидимого миров. Антитезы, с точки зрения философа, создают все в мире, составляясь в единство: «...создают единое: еду – голод и несытность, зима и лето – плоды. Тьма и свет – день. Смерть и жизнь – всякое творение». Д. Чижевский, один из наиавторитетнейших исследователей творчества Сковороды, назвал его наиболее значительным представителем традиций античной и христианской диалектической методы. Понятно, что для дианализа как варианта практической диалектики такая черта философствования Г.С. Сковороды является чрезвычайно важной. 
И наконец, для нас представляет большое значение идея сродности в философии Г.С. Сковороды. Эта идея нашла свое воплощение в принципе диететики в дианализе. Именно в «сродном делании» человек может быть счастлив, и никогда - наоборот. А чтобы знать, что сродно, а что - нет, нужно заниматься постоянным самопознанием:«ПредревнЂйшее слово есть сіе: Γνω̃θι σεαυτόν. Nosce te ipsum. — «Узнай себе самаго». «Знать — то от познанія себе самаго входит в душу свЂт вЂдЂнія божія, а с ним путь щастія мирный» (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира). 
Актуализируя в себе «внутреннего человека», каждый способен достичь счастья путем морального самосовершенствования. Центром этого сложного процесса является сердце – духовная субстанция, источник жизни человека. Сердце Сковорода отождествляет с Богом, Словом Божьим, отличая при этом «совершенное сердце», «новое», которое прошло духовное перерождение, и «старое сердце», которое предваряет рождение нового.
«Чемь кто согласнЂе с богом, тЂм, мирнЂе и щасливЂе». Сіе-то значит: «жить по натурЂ». Кто же не говорит сего: жить по натурЂ? Но сія ошибка путем есть всей пагубы, если кто, смЂшав рабскую и господственную натуру в одно тождество, вмЂсто прозорливой или божественной избирает себЂ путеводительницею скотскую и слЂпую натуру» (Разговор, называет алфавит, или букварь мира).
Истинное «увеселение» может обеспечить только сродное «делание», не все тропинки приводят человека на путь к счастью. Философ уточняет: «Прибыль не есть увеселеніе, но исполненіе нужности тЂлесныя, а если увеселеніе, то не внутреннее ...Родное же увеселеніе сердечное обитает в дЂланіи сродном. ТЂм оно слаже, чем сроднЂе. ...Если бы блаженство в изобиліи жило, то мало ли изобильных? Но равнодушных и куражных скудно ...Изобиліем снабдЂвается одно точію тЂло, а душу веселит сродное дЂланіе. Сія-то есть зала сладчайшаго ея пиршества». 
Рецепт счастья, по Г.С. Сковороде, не так и сложен: не делать того, что является несродным, и, соответственно, делать то, что есть сродным.
«Сіи дорожки есть родный нещастія путь:
А. Входить в несродную стать.
Б. Несть должность, природЂ противну.
B. Обучаться, к чему не рожден.
Г. Дружить с тЂми, к коим не рожден».
В свете принципа сродности становится понятной ставшая афористической мысль Г.С. Сковороды: «Трудное не нужно, нужное не трудно».